Наталья Титенкова фото из личного архива

Наталья Титенкова(Малашенко) – первая в Беларуси женщина – военный пилот. Ей совершенно чужда звездная болезнь, ничего сверхъестественного в своей профессии она не видит, считая ее такой же обычной, как профессия врача или продавца. В 2011 году она закончила Военную академию и была направлена на службу в должности помощника командира военно-транспортного самолета Ан-26 в 50-ю смешанную авиабазу в Мачулищах (Минский район).

Сейчас Наталья ухаживает за 11-месячным сыном Никитой, чувствует себя счастливой мамой и женой и мечтает скорее сесть за штурвал самолета.

– Наташ, после рождения Никиты отношение к своей профессии не изменилось? Как муж относится к твоей профессии?

– Нет, не изменилось: я очень хочу летать. Жду не дождусь, когда сяду за штурвал. А муж понимает, что запрещать мне это делать бесполезно. Он же знал, на ком женился.

– Но, согласись, степень риска у летчика все-таки больше, чем у врача или продавца.

– Никто не застрахован от того, что через шаг упадешь, подвернешь или сломаешь ногу. Для меня опаснее сейчас с коляской переходить улицу. Видите пешеходный переход на повороте? Там машину можно только услышать: из-за припаркованных автомобилей обзора никакого. Каждый раз боюсь, что не увижу машину. А вообще я – фаталист, если суждено тебе погибнуть от сосульки, от этого никуда не денешься.


…Наталье было пятнадцать лет, когда состоялся первый серьезный разговор с родителями.

«Отец, ну скажи хоть ты, что летать на планерах – это не для девочек. Это опасно!» – говорила мама Наташи, надеясь перетянуть отца на свою сторону. Он подумал и сказал: «Пусть летает, все равно целыми днями сидит на аэродроме. Это лучше, чем шляться по улицам, пить или колоться». Мама плакала, ведь Наташа – единственная дочь. Она все надеялась, что дочка перерастет, перебесится, получит хорошую профессию и заживет нормальной женской жизнью.

После окончания Славянской гимназии в Бобруйске Наталья поступила в БНТУ на факультет технологий управления и гуманитаризации. Увлечение не бросила, продолжила занятия в Центральном аэроклубе ДОСААФ, аэродром «Боровая». Кроме планера освоила спортивный Як-52. Начальник аэроклуба Николай Петрович Мочанский наблюдал за девушкой два года, видел, как она бредит небом. Как-то сказал: «Знаешь, в этом году объявлен набор девушек на авиационный факультет Военной академии». Это был шанс для Натальи. Она сдала летнюю сессию и подала документы в академию. Конкурс был большой, на 5 мест претендовали более тридцати девушек. Взяли только одну. «Я верила, что пройду – у меня ведь есть опыт, навыки, я не первый год летаю, да и на здоровье не жалуюсь», – говорит Наташа. Кстати, именно по здоровью многие тогда и не прошли. Ее зачислили на третий курс авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.


– Ты помнишь свой первый день? Не страшно было: мало того, что тебе придется влиться в устоявшийся коллектив, да еще и первая девушка – будущий пилот?

– Конечно, волновалась. Но мне повезло, я пришла в августе, вместе с первокурсниками проходила «курс молодого бойца», поэтому немножко уже привыкла и присмотрелась. Со «своими» познакомилась через месяц, когда они пришли на учебу после отпуска.

– Тяжело было слышать в свой адрес скептические замечания и видеть ухмылки? Кстати, от кого их было больше: от однокурсников или преподавателей?

– Я не обращала внимания на это. От своих преподавателей ничего подобного не слышала. Скорее, это проскальзывало от посторонних офицеров с других факультетов. Но со временем, когда узнали меня в учебе и увидели за штурвалом самолета, скептиков становилось все меньше. Наверное, все поняли, что я от своей мечты не отступлюсь, буду летать, и у меня это неплохо получается.

– Но ответственность чувствовала? Надо знать немного больше и уметь немного лучше парней, ведь к тебе особое, пристальное внимание – ты первая и единственная!

– О да! Я до последнего дня учебы чувствовала это внимание, что от меня чего-то ждут, с меня спрос больше, поэтому старалась делать все возможное. Да и не могла подвести, ведь на меня так надеялись. Были, конечно, минуты отчаяния, когда что-то не получалось, но уже к пятому курсу пришел опыт, стала увереннее. Научилась проще ко всему относиться, да и получаться все стало.

– А что было тогда самым трудным?

– Военный контроль. Я два года прожила самостоятельно, привыкла к личной свободе, никому не отчитывалась: что я делаю, куда иду, когда приду. А здесь, прежде чем куда-то пойти и что-то сделать, надо предупредить несколько человек. Плюс жесткий распорядок. Я сова, а подъем в 6.30 утра. Приходилось вставать еще раньше, чтобы привести себя в порядок и успеть добежать до учебного корпуса.

– А форма не раздражала? Брюки, китель и берцы – не самая элегантная одежда для молодой девушки.

– Нормальная одежда, мне нравилась – главное, удобная. Брюки я с детства больше любила. А юбку сейчас могу надеть, она входит в мою форму.

– Маникюр и макияж не запрещается?

– Вовсе нет. Ярко я никогда не красилась, только глаза тушью немного подчеркивала. Правда, за яркий маникюр мне несколько раз попадало.

– Наташ, а с мужем как познакомились?

– Андрей учился в одном взводе с девочками, с которыми я жила в одной комнате. На одной из вечеринок мы и познакомились.

– Хм, составила конкуренцию девочкам! А почему вообще девушки идут в армию? Распространенное мнение: хотят замуж выйти.

– У каждого своя мотивация. Но замужество стоит не на первом месте, это точно. Девушкам в Военную академию трудно поступить, там очень высокий проходной балл – берут лучших из лучших.
– Как считаешь, армия меняет женщину? Например, не замечаешь за собой в семье солдафонские замашки или командные нотки? Кстати, кто ты по званию?

– Старший лейтенант.

– А муж?

– Лейтенант. Но в семье у нас все делается по обоюдному согласию. Конфликты, как в любой семье, тем более молодой, конечно, бывают. Не без этого. Как-то прочитала: «Говорят, тяжело любить на расстоянии, а вы попробуйте пожить вместе». Согласна, бок о бок гораздо тяжелее. Каждый со своими мыслями, принципами, недостатками, капризами, идеями. Это не всегда соответствует желаниям и прихотям человека, который находится рядом. Нужно искать какие-то компромиссы, где-то уступать, а где-то настаивать на своем. Одно могу сказать: армия помогла мне в том, что я стала более собранной, дисциплинированной.

– Наталья, когда планируешь встать в строй?

дедовщина по-титентковски

– Планирую в сентябре. Никите будет полтора года, можно будет уже в садик отдать. Жду не дождусь, когда снова сяду за штурвал.
– Что же тебя так манит?

– Это непередаваемое чувство, когда видишь землю с высоты. Ты словно попадаешь в иное измерение: другие движения, масштабы, ощущения. Невероятная свобода – можно двигаться не только вперед-назад, но и вверх-вниз. Только ты и небо.

– А любимые фигуры в небе?

– Переворот, бочка и петля. Чтобы сделать бочку, нужно во время полета перевернуть самолет на 360 градусов, а выполняя переворот, самолет переворачивается на 180 градусов и вниз головой планирует по нисходящей траектории. А петля – это когда самолет летит ровно, потом описывает окружность, а потом вновь летит горизонтально.

– Наталья, согласись, «армия», «война», «оружие» – это очень мужские слова. Если бы была такая возможность, в гражданскую авиацию пошла бы?

– Не знаю, не думала об этом. Я как-то не просчитываю 10 шагов вперед: если я сделаю так, это будет хорошо, а если я так не сделаю – плохо. Мне всегда хотелось быть военным летчиком-истребителем, летать на Су-27, МиГ-29. Может, это юношеский максимализм, романтика – не знаю, но мне всегда хотелось именно этого.

Признаюсь, лично я отношусь скорее к той категории людей, которые скептически относятся к армии вообще (пацифистка я!) и к женщинам в армии – в частности. Как говорится, кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Не стоит лукавить и играть в прятки с природой. Но, если говорить по большому счету, мне нравится, что Родину защищают такие женщины. Да и спокойней как-то: в конце концов женщина-мать сгоряча дров не наломает, непоправимых глупостей не наделает. Природой они заточены на сохранение, а не на разрушение. И еще она очень хорошо знает цену человеческой жизни. С праздником, дорогие женщины – защитницы нашей Родины!

Женщины служат в армии в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии, Португалии, Израиле, Испании, Греции, Турции, Пакистане и других странах. В Израиле женщины являются военнообязанными, составляют около 33% личного состава. Французская армия самая феминизированная в Европе, более 22% служащих – женщины. В Великобритании в 1990 году женщинам было разрешено служить в ВМС, а в мае 2012 года впервые в истории страны женщина стала командиром боевого корабля. Женщины-военнослужащие в США полностью уравнены в правах с мужчинами. В настоящее время женщины составляют около 20% личного состава американских вооруженных сил. До последнего времени для женщин-военнослужащих существовал запрет на службу в подводном флоте, однако в 2011 году он был снят.

В Вооруженных силах Республики Беларусь служат около 4,5 тысячи женщин-военнослужащих. Более 460 женщин, проходящих службу в белорусской армии, имеют офицерские звания. В основном это военные врачи, психологи, переводчики, юристы. 4 женщины служат в звании «полковник». В Военной академии Беларуси обучаются 13 девушек: 7 – на факультете связи и АСУ, 6 – на авиационном факультете.
Читать полностью: http://lady.tut.by/news/work/336017.html

Exit mobile version