Известный беларусский журналист Александр Томкович планирует издать свою 19-ю книгу «Мозаика жизни». Это продолжение серии монологов, интервью, историй из жизни выдающихся деятелей современной Беларуси. Автор уже опубликовал около трёхсот вдохновляющих жизнеописаний наших соотечественников. О том, почему заслуги героев его книг «не видны» на официальном уровне и многом другом, мы поговорили с Александром.

Александр Томкович. Фото charter97.org

— Александр, в описании проекта на сайте talaka.by указано, что в вашей книге «Мозаика жизни» будут собраны истории людей искусства. Как вы считаете, почему в официальных источниках их биографии подаются в урезанном виде или вовсе отсутствуют?

В большинстве своем, потому что у них не гнутся позвоночники. В смысле – не прогибаются. Никого из героев моей новой книги на официальном уровне не называют «лицами Беларуси», когда показывают другие части тела… Их не пиарят по телевизору, ни приглашают на официальные концерты. До недавнего времени их вообще, как бы «не было».

Только на государственном уровне, естественно…

На мой взгляд, это кардинальная ошибка, за которую следует «ператрахнуть» всех идеологов. Даже тех, чьи имена уже забыли…

Как известно, по-настоящему можно опереться только на то, что сопротивляется. Честно говоря, я не совсем понимаю, зачем власть всегда стремилась игнорировать любые формы инакомыслия. Политическое – понятно, но все остальное зачем? Где хвалёный рационализм, который они так упорно ищут за рубежом?

 Напуганные беспределом «русского мира» в Украине, власть предержащие были вынуждены немного «приоткрыть шлюзы», и «запрещенные» музыканты сразу же начали собирать стадионы, солидные концертные площадки. Это напугало не меньше, и мгновенно появилось желание «дёрнуть одеяло на себя». Взять «процесс национального возрождения» под «правильный» контроль, так сказать.

Не удивлюсь, если в обозримом будущем, как некогда журналистов, всех представителей искусства, официально поделят на «красно-зеленых» и «бел-чырвона-белых». Де-юре это уже произошло, осталось объявить обо всём де-факто.

— То есть, такая позиция власти по отношению к героям вашей книги связана с их гражданской позицией или причастностью к оппозиционным политическим структурам?

Безусловно. К сожалению, уже больше двух десятилетий в белорусском обществе главенствует принцип «кто не с нами, тот против нас». Помнится, от разного рода «отморозков» нам обещали не оставить «камня на камне» еще много лет назад. И что в итоге?

Конечно, для ответа на этот вопрос логично вспомнить часть тела, которую поэт Саша Чёрный называл седалищем. Но я не буду дразнить всех «смотрящих за моралью», типа Чергинца, потому скажу вполне литературно-политкорректно – получился пшик.

По большому счету, оно и не могло быть иначе, потому что мы один народ. А бело-красно-белый флаг не менее древний чем тот, под которым служил фашистам генерал Власов. А георгиевские кресты немцы вручали казакам, которые предали свой народ.

Но все это наша история. Она не может быть «чэснай» или «нячэснай». Если же говорить про современность, то сегодня большинство людей  не может понять, где прячется эта  самая «пятая колона». В многочисленных «Дроздах», или где-то еще?..

— Поскольку одно из приоритетных направлений деятельности «Нашего Дома» — защита прав женщин, мы не можем не спросить, много ли героинь в вашей книге?

Если честно, когда работал над свой 19-й книгой, я меньше всего думал о неком гендерном балансе. Женщины, конечно же, там будут. И не одна. Но их, действительно, в творческом бомонде (как и в политике) гораздо меньше мужчин.

Кстати со стороны властей в этом плане все выглядит гораздо привлекательней, там  для «жэнщын» есть пресловутые 30%. Не скажу, будто всегда и везде это четко соблюдается, «наверху», видимо, думают, что одной Лидии Ермошиной более, чем достаточно…

Хотя я не уверен в том, что, если на ее месте окажется кто-то «в штанах и при галстуке» от этого что-то кардинально изменится.

— На ваш взгляд, какие аспекты жизни героинь «Мозаики жизни» делают их персонами «нон-грата» для официальных лиц нашей страны?

Насчет «персон нон-грата» довольно резко, так как далеко не все мои героини таковыми являются. В нынешнем белорусском парламенте, например, есть две женщины-оппозиционерки. Одна из них,  Алена Анисим, представлена в книге.

В «Мозаике жизни», будут  не только «люди творчества». Анисим там, как яростный борец за возрождение беларусской  национальной культуры, языка, а Наталья Гордиенко, которая работает в Беларусском государственном архиве-музее литературы и искусства, буквально вернула беларусскую иммиграцию в нашу новейшую историю.

В качестве ответа на ваш вопрос лучше всего подойдет очерк о жизни Каси Камоцкой. Предлагаю заказать книгу, прочесть его, и все сразу станет ясно.

— Интригуете! Спасибо за интересную беседу.


Справка «НД»: «Мозаика жизни» – это первая книга, на которую Александр Томкович решил собрать средства. Проект по сбору средств размещен на краудфандинговой платформе talaka.by. Все его предыдущие книги были некоммерческими.

Александр подчеркивает, что ему не хотелось бы, чтобы люди видели в «Мозаике жизни» только конкретные биографии конкретных людей. Он позиционирует свою работу как мозаику биографий целого поколения и призывает всех небезразличных людей поддержать этот, несомненно, важный для беларусской культуры проект.


Беседовала Александрина Глаголева,
editor@nash-dom.info

Exit mobile version