В Беларуси зарплаты учителей никогда нельзя было назвать высокими – даже после того, как они периодически увеличивались. Например, в 2013 году их увеличивали целых три раза в связи с ростом тарифной ставки. А с 1 сентября, согласно постановлению Совета министров, оклады учителей выросли на 25%. Правда, с начала этого же года увеличилась и нагрузка – ставка стала не 18, а 20 часов. В итоге, по данным Минобразования, заработная плата учителей в сентябревыросла только на 3%. Так ли это? TUT.BY решил спросить самих учителей.
Недавно учителя получили свои первые «расчетники» по новым тарифам. Что изменилось по сравнению с той зарплатой, которая была у них до повышения?
Татьяна Алексеевна, учитель белорусского языка и литературы в Бобруйске,рассказывает, что в прошлом году не дотягивала до ставки и работала 17 часов, а в этом нагрузка увеличилась до 21 часа. «Это по новым «стандартам» больше ставки. По сравнению с прошлым годом я получила где-то на 500 тысяч больше. Если раньше я получала в среднем 3 миллиона с учетом 25 лет стажа и моей высшей категории, то сейчас вышло 3,5 млн. Деньги небольшие, но для учителя это ощутимая сумма. Конечно, ожидаемую надбавку съело это увеличение ставки на 2 часа».
А вот зарплата учителей 1-2 категорий в той же школе увеличилась не так заметно. По словам учителя английского языка, она по сравнению с прошлым годом получила только на 60 тысяч больше. «Это у меня ровно ставка и пара надбавок – итого вышло2,6 млн. Нормальная зарплата? Потом удивляются, что недоборы в пединституты. Так это же унижение для учителя. Эти деньги – это нивелирование учительского труда».
Валентина Андреевна, учитель физики в Минске, рассказала TUT.BY, что получила в этом месяце 5,2 млн. «Но я не могу назвать это увеличением, — говорит она. – Дело в том, что эти же деньги я получала и два года назад, когда ставка была 18 часов. У меня 30 лет стажа и, работая 2 года назад на две ставки, я получала больше всех в школе. У меня тогда считалась зарплата ну очень большой, потому как средняя по школе была 3,4-3,7 млн. А сейчас смотрю «расчетник» и понимаю, что увеличения практически нет. Надбавки стали меньше. Кроме того, при увеличении нагрузки не пересмотрели количество выплат за проверку тетрадей. У меня три параллели – 5-е, 7-е и 11-е классы – и у всех я должна минимум раз в неделю проверять тетради. Реально уходит на это часов 5-7 в неделю. А оплачивается только 2,5″.
Учитель также обращает внимание, что несправедливо по-прежнему не оплачивается реально затраченное время на классное руководство. «Оно в разных школах по-разному оплачивается. Где-то 3, где-то 4, где-то 5 часов. Но везде существует одна и та же проблема: между требованиями к учителю со стороны администрации и властей и оплатой образовалась большая вилка. Например, классное руководство включает в себя обязательное проведение классного и информационного часов, проверка дневников плюс проведение культурных мероприятий. Например, чтобы сводить детей в театр, надо потратить часа 4 – это вместе с дорогой туда и обратно, вместе с проведением инструктажа по технике безопасности, вместе с заполнением журнала по ТБ и сбором подписей с каждого ребенка. А писать нам можно в нагрузку только 1,5 часа. Больше руководство школы не разрешает. Кому я дарю это время и эти деньги?»
Учитель начальных классов в одной из школ Барановичского районарассказывает, что для нее повышение зарплаты на 25% обернулось… уменьшением на 700 тысяч рублей.
«У меня нет слов. Я получила «расчетник» и дрожащими от возмущения руками сравниваю цифры с прошлогодними. В прошлом учебном году оклад у меня был 1,9 млн. В этом оклад 1,7 млн! В общем я получила 3 млн за 23,5 часа. Это со всеми надбавками! Например, за декабрь 2012 года у меня было 3,7 млн зарплата. За январь 2013 – 3,5 млн. У меня всегда было больше 3,5, а сейчас что? Где они повысили, если я меньше стала получать?! Некоторые учителя у нас вообще по 2-2,3 млн получают, хотя раньше у них было больше и нагрузка никуда не делась!»
Возмущенный педагог продолжает рассказывать результаты «исследования» своего расчетного листа. «Часы на проверку тетрадей уменьшили. За проверку в прошлом году платили за почти 2 часа. А в этом платят только за 1 час 40 минут. А реально на тетради уходит до 3 часов в день. И хотят, чтобы мы нормально детей учили? Бумагами завалили с ног до головы, выдохнуть некогда». В этом году бумажную работу даже ужесточили, рассказывает учитель.
«У нас сказали всем классным руководителям завести тетрадь по субботнему дню. Каждую субботу мы должны расписать, кто где находится из учеников. Вася Иванов, например, дома болеет, Петя Петров поехал к бабушке копать картошку. Саша, Андрей, Юра пришли в школу играть в футбол. Вы можете себе представить, сколько времени только на эту писанину уходит? А плюс воспитательные дни, плюс календарные планы».
Во время разговора голос учителя срывается. «Знаете, одно скажу. Бастовать нужно учителям. У нас учителя уже в таком состоянии, что готовы коллективно не выходить пару дней на работу. Раньше удерживало то, что сельская местность, некуда идти работать. А сейчас, ей-богу, ничего не удерживает. Раньше я за Лукашенко голосовала, поддерживала, но не думала, что так учителей будут в грязь топтать. Никогда в жизни больше за него голосовать не буду».
Ирина Петровна, учитель математики в Жодино, подсчитала вместе с коллегами, что при новой нагрузке за ставку учителям высшей категории сегодня платят 2 млн 145 тысяч 462 рубля. К слову, такими подсчетами занимались учителя и из других школ, с которыми общался TUT.BY. Цифра у всех получилась одинаковая.
«Это если работать только на одну ставку. Поэтому если учитель хочет более-менее что-то зарабатывать, ему надо работать на 2 ставки как минимум, — говорит Ирина Петровна. — У нас в школе учителя с опытом работы с нагрузкой 30 часов получили в среднем 3,5 млн. А молодой специалист даже трех не получает. Есть немало у нас примеров: 2,9 млн за 30 часов. Если у человека 1,5 ставки, то он, как правило, 3 с чем-то миллиона получает. Но надо иметь в виду, что в сентябре, как правило, и надбавок нет. В сентябре обычно зарплата всегда ниже, каждый год. Реальную картину с зарплатами мы будем иметь к ноябрю. Я думаю, все же зарплату немного поднимут, на пару сотен тысяч. Но и это сегодня не деньги. Это слезы, а не зарплата. Как были слезы, так и остается».
В разговорах с педагогами часто звучали фразы: «Я буду уходить», «Уже ищу себе новое место работы», «Доработаю этот год и ухожу». А кто-то уже ушел. «У нас этим летом ушло почти 15 учителей. Кто куда: кто вахтером, кто уборщиком, кто в магазины. Мои 30 лет работы в школе и опыт коллег показывает, что уходить пора и мне. Назрело уже это желание», — рассказывает педагог одной из столичных школ.