«Чернила» в Беларуси остаются одним из самых популярных алкогольных напитков. При этом власти решительный бой бормотушной отраве объявлять не собираются. Более того, на производство «чернил» правительство выделяет щедрые квоты.

Белорусы тонут в «чернилах» После июльского постановления Минэкономики о повышении минимальной стоимости на алкоголь крепче 28%, цены на водку начинали немного расти. Обычная бутылка стоит около 47 тысяч. Правда, все еще богат выбор этого продукта тысячи за 42-43. Производители и продавцы стремятся сохранить максимально низкие цены на водку. Однако, как предупредил Минфин, акцизы будут продолжать расти, а с ними – и цены на «беленькую».

Электорат может быть спокоен
В любом случае народу переживать нечего: у него по-прежнему остается приятная отдушина – дешевые «чернила», которые можно купить за в два раза меньшие деньги, чем водку. На полках магазинов «Ежедневник» обнаружил бутылки под различными романтичными названиями за 15-16 тысяч рублей.
Оказывается, минимальную цену на плодовые Минэкономики не устанавливает. «Отпускные цены на алкогольную продукцию крепостью ниже 28 процентов не входят в сферу государственного цено¬вого регулирования, а формируются организациями-производителями самостоятельно», — объяснили «Ежедневнику» в ведомстве. И добавили, что «это международная практика: страны Таможенного союза поступают так же».
Ценовая лояльность привела к тому, что за первое полугодие торговыми организациями было продано 5 тысяч 400 декалитров (дал) вин плодовых. Это больше, чем водки (ее продали 5 260 тысяч дал) и любых других видов алкогольных напитков, кроме пива.
На производство «чернил» правительство выделяет щедрые квоты. В нынешнем году квота на выпуск разного вида плодовых вин составляет 16 миллионов декалитров. Больше по объемам планируется произвести лишь водки — 19,63 млн дал. Объемы других видов алкоголя на этом фоне выглядят каплей в море. Шампанского, например, будет произведено 1 млн 800 тысяч дал, вина виноградного —3 млн 600 тыс дал, коньяка — 400 тысяч.
С учетом того, что сейчас практически все виды алкоголя скопились у производителей на складах, есть вероятность, что их выпустят и того меньше. Плодовых вин это не касается – они продаются хорошо и, судя по отсутствию пункта в статистике, на складах не залеживаются.

Не утонут ли белорусы в чернилах?
Активное потребление плодовых вин белорусами не может не тревожить. Во-первых, потому, что «вином» этот продукт можно назвать лишь с натяжкой. По мировым стандартам, вино должно получаться в процессе брожения сока. В белорусское же «вино» льют обычный зерновой спирт.
Во-вторых, потому что под действием алкоголя белорусская нация, по данным ученых, уже деградирует. По нормам ВОЗ, если на душу населения потребляется больше 8 литров этилового спирта, то нацию нельзя считать здоровой. Если потребление превышает 11 литров, то патологические изменения закрепляются на генетическом уровне. Белорусский Минздрав подсчитал, что у нас выпивают более 15 литров…
В Беларуси даже в советские времена не пили столько, сколько сейчас. Совокупный уровень продажи легального алкоголя на душу населения в Беларуси с 6,4 литров в 1970 году вырос до 8,8 литров – в 2001-ом и до 10 литров – в 2012-м году.
Олимпийское спокойствие властей
В такой ситуации логичным было бы ждать от правительства срочных и кардинальных мер по предотвращению катастрофы. На деле же единственная подвижка, которая произошла после обнародования этих данных – власти проблему признали и стали о ней говорить, вопреки интересам алкогольных лоббистов и розничной торговли, которая от продажи алкоголя получает 11% от всей выручки.
Но «чернила» на полках магазинов остались. И убирать их от туда власти, судя по всему, не станут. В подтверждение тому вспомним попытку Мингорисполкома провести эксперимент по запрету продажи «чернил» с декабря по февраль 2013 года. Инициатива вызвала возмущение и электората, и Лукашенко — от идеи пришлось отказаться.
Еще один показательный пример: ради видимости бурной деятельности в борьбе с алкоголизмом правительство с нынешнего года запретило продажу одного из видов плодовых вин – ординарных. Шутка заключалась в том, что этот вид вина и так практически не продавался – на его долю приходилось 0,04% от всего объема плодовых вин.
Признаем, что есть и реальные результаты «антиалкогольных» решений властей. Объемы продаж плодовых вин потихоньку сокращаются уже на протяжение нескольких лет. В первом полугодии «чернил» продано на 7,7% меньше, чем за первое полугодие 2012-го. Сокращаются и государственные квоты на производство этого напитка и его доля в продажах алкоголя. Правда, на реальное количество продукции в магазине и ее цену это кардинальным образом не отразилось.
Остается лишь надеяться, что темпы позитивных изменений ускорятся и плодово-ягодное перестанет быть любимым напитком белорусов. Но это почти из области фантастики.