Белорусские ученые и чиновники утверждают, что в пострадавших от чернобыльской катастрофы районах вполне можно жить.
О том, что бояться последствий аварии на ЧАЭС не стоит, в интервью «Народной газете» заявил председатель комиссии «парламентского собрания» по проблемам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Александр Попков.
«Времена, когда опасаться последствий аварии на ЧАЭС было, если можно так сказать, «модно», уходят в прошлое, — сказал он. — Надуманные «жареные» новости об аномалиях в зоне отчуждения и прилегающих к ней районах появляются все реже. «Новости» о мутированных зверях и рыбах, неведомых растениях и страшных болезнях, довольно популярные четверть века назад, сегодня никого уже не трогают. С гораздо большим интересом воспринимаются точные факты о реальных событиях, последовавших после катастрофы. А они, нужно сказать, порой не менее удивительны, чем вышеупомянутые мифы. Правда, в отличие от последних, воспринимаются со знаком плюс: не так мрачна ситуация в когда-то загрязненных, а ныне активно развивающихся районах».
С ним согласилась директор белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Зоя Трафимчик.
«27 лет, которые прошли после аварии на ЧАЭС, можно поделить на несколько этапов: периоды чрезвычайных, защитных, реабилитационных мер и возрождение, — заявила Трофимчик. — Примерно то же можно утверждать и в отношении формировании информационной среды. 1986—1990 годы ознаменовались настоящим информационным вакуумом. Затем его «прорвало» волной негативной информации, и примерно до 1995 года стали активно формироваться и укрепляться различные мифы о Чернобыле, среди которых были просто нелепые. С 1996 по 2005 год объективная информация стала пробивать себе дорогу к общественности, однако она была неполной, так как специалисты, работающие в области ликвидации последствий катастрофы, были ограничены в плане ресурсов».
«К сожалению, сегодня во многих законодательных актах фигурирует такое понятие, как «зона», — заключила Трафимчик. — Слово это носит негативный оттенок. Не пора ли переименовать те регионы, которые пока что подходят под это определение, в «развивающиеся территории»?»
Напомним, 26 апреля 1986 года произошла одна из самых крупных радиационных катастроф – авария на Чернобыльской АЭС. Она затронула каждого жителя Беларуси. В результате аварии на ЧАЭС в атмосферу было выброшено радиоактивных веществ в 300 раз больше, чем после атомной бомбардировки японского города Хиросима.
Белорусский правитель неоднократно заявлял о том, что жизни и здоровью людей на зараженных территориях ничего не угрожает. Власти страны поощряют возвращение населения в Чернобыльскую зону и ведение там сельского хозяйства.