Структура социально уязвимых групп в Беларуси такая же, как и в странах Евросоюза. А вот эффективность системы социальной защиты в Беларуси сильно отстает от стран Западной и Центральной Европы. В 2013-м году богатеть белорусам не предвидится, а риск обеднеть еще больше появится у тех, кто особенно рассчитывал на господдержку. К такому выводу пришли эксперты Исследовательского Центра ИПМ, которые презентовали 17 декабря исследование «Бедность и социальная изоляция Беларуси». 

В ходе исследования эксперты сравнили уровни относительной (насколько конкретный человек или семья бедны в сравнении с другими людьми) и абсолютной (количество людей, не способных удовлетворять даже базисные потребности) бедности.
Уровень относительной бедности в странах Западной и Центральной Европы значительно разбросан от 9,2% в Исландии до 22,4% в Болгарии. Показатель же Беларуси в 11.4% превышает лишь показатели некоторых Скандинавских стран и Чехии. Но здесь важно, что черта относительной бедности в Беларуси в 2011 году была наименьшей среди рассмотренных стран – даже в беднейших странах ЕС (Румынии и Болгарии) черта относительной бедности была немного выше.

Одним из отличий Беларуси от большинства стран Европы является ощутимое различие в относительной бедности среди мужчин и женщин. Риск бедности среди женщин в Беларуси превышает аналогичный показатель у мужчин в 1,4 раза. Сопоставимое расхождение наблюдается только в Швеции. В большинстве же стран относительная бедность среди мужчин и женщин практически не различается.

Различия в риске бедности по полу стали в 2011 году более ощутимыми, чем прежде. По итогам 2011 года 6,2% мужчин в возрасте старше 18 лет имели доход ниже черты абсолютной бедности, в то время как среди женщин данный показатель составил 5,3%. Такую динамику можно объяснить более высокой экономической активностью среди мужчин, и, соответственно, большей подверженности их доходов изменениям в экономике. Частично большая экономическая активность мужчин связана с половозрастной структурой. Женщины в Беларуси живут дольше и раньше выходят на пенсию, размер которой превышает черту абсолютной бедности.

Еще одним фактором большей социальной уязвимости женщин является их положение на рынке труда. В структуре занятости женщины преобладают в таких секторах как здравоохранение, образование, где уровень оплаты труда ощутимо ниже, чем средний по стране.
Социально уязвимыми группами в Беларуси, как и прежде, остаются дети, люди в возрасте старше трудоспособного, одинокие родители, незанятое население в трудоспособном возрасте, люди с низким уровнем образования, жители сельской местности и малых городов. По оценкам экспертов, уровень абсолютной бедности в 2011 г. вырос до 6,9% населения, относительной – снизился до 11,4% (по сравнению с 2010 годом).

Несмотря на то, что в среднем низкий уровень относительной бедности в Беларуси, относительная бедность среди пенсионеров – одна из самых высоких в Европе. Соответственно, и бедность среди одиноких пенсионеров в Беларуси тоже выше средних показателей стран Европы. По итогам 2011 г. относительная бедность среди людей в возрасте старше 65 лет составила 20% по сравнению с 16,2% в 2010 годом. «Медленная индексация пенсий в номинальном выражении существенно ухудшила относительное положение людей в возрасте старше трудоспособного. Текущего размера пенсий было достаточно для предотвращения риска абсолютной бедности, но в случае дальнейшего ухудшения ситуации с финансированием пенсионной системы риск резкого увеличения бедности среди людей в данной группе крайне велик», — отметили эксперты.

Жители малых городов также долгое время входили в группу с высоким риском бедности. Однако, несмотря на кризис, уровень бедности в малых городах в 2011 году сократился с 6,9 до 6,5%. Он практически сравнялся с показателями больших городов. Это может объясняться возросшей экономической активностью, в том числе трудовой миграцией.  Наименьший уровень бедности с точки зрения места жительства наблюдался в Минске.
Дети – особенно социально уязвимая группа по возрасту – сталкиваются с риском относительной бедности в Беларуси реже, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Но чаще, чем в Скандинавских странах, где социальная политика уделяет огромное внимание детям. «Несмотря на ощутимо более высокий в Беларуси риск бедности среди детей относительно взрослых, данная проблема стоит не столь остро. Это подтверждает и низкий уровень бедности среди одиноких родителей в сравнении с другими странами. Очевидно, частично проблема решается за счет системы социальной помощи детям в Беларуси», — говорят эксперт Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

«Эффективность системы социальной защиты в Беларуси сильно отстает от стран Западной и Центральной Европы»

В то же время эффективность системы социальной защиты в Беларуси сильно отстает от стран Западной и Центральной Европы. Если в Беларуси относительная бедность без денег из помощи из госбюджета, выросла бы на 2,9%, то для остальных анализируемых стран этот эффект колеблется от 4,9 % в Болгарии до 19,1 % в Норвегии. «То есть в среднем при отсутствии денежной помощи от государства относительная бедность выросла бы на 2/3 (в Беларуси – «всего» на 1/5). Это свидетельствует о намного более высокой эффективности системы социальной помощи в снижении бедности в тех странах, где выше роль адресной социальной помощи», — отметил эксперт.
Кстати, необходимость развития данного компонента белорусской системы социальной защиты отмечал и Всемирный банк в прошлом году.
Эффективность помощи из госбюджета в Беларуси по сравнению со странами ЕС
Адресность льгот в Беларуси, согласно выводам аналитиков, остается относительно низкой, хотя она выросла в ходе кризиса 2011 года. Так называемый вклад льгот в доходы бедного населения также снизился, «что стало следствием более жесткой фискальной политики государства». 

Богатеть белорусам не предвидится?

Стоит отметить, что эксперты оценивали годовые данные (2010/2011), однако они актуальны не только в 2012, но и будут актуальны в ближайшие несколько лет.

«Благосостояние населения может улучшить только быстрый экономический рост, который в ближайшее время не предвидится. Сейчас бедность немного снизилась, но только благодаря росту заработной платы и пенсии. В ближайшее время она если и вырастет, то незначительно. Наши исследования не учитывают вмешательства внешних рисков, поэтому в случае дополнительных экономических шоков, стоит ожидать ухудшения благосостояния населения. Существуют риски того, что повторится то, что было на пике 2011 году. И это может оказаться только частью айсберга. В 2013 году по оптимистичному сценарию рост замедлится до 3,3% %, и минус 0,6% — при худшем варианте развития событий», — так прокомментировали эксперты корреспонденту TUT.BY актуальность проведенного исследования.

Актуальность исследования эксперты видят и в следующих фактах: «Дефицит текущего счета может составить 3,6-4,5 млрд долларов. Добавим к этому 3 млрд платежей по внешнему долгу и оптимистичную предпосылку о том, что мы на 2,5 млрд долларов продадим госсобственность. Мы получаем, что при таком варианте развития событий, даже если будет рост в экономике, долларовая зарплата уменьшится. Все бюджетники, которые увидели призрачные 500 долларов, увидят, что они начнут рассасываться к концу 2013 году». 

Эксперты также пришли к выводу, что в 2013 году наибольшие риски обеднеть – как раз у тех, кто зависим от господдержки, а также у низкоквалифицированных работников.«Уровень образования в значительной степени определяет уровень дохода занятого человека. Очевидно, в условиях кризиса самый высокий риск потери работы у наименее квалифицированных работников. Как следствие, уровень бедности среди людей с низким уровнем образования в 2011 г. вырос с 5,7% до 7,3%. До кризиса бедность среди данной группы была ниже средней по стране, а после кризиса – выше. Однако утверждать, что доходы данной группы пострадали ощутимо сильнее, чем у остального населения нельзя, так как относительная бедность среди людей с низким уровнем образования сократилась».