Еврорадио: Среди оппозиции начались дискуссии о выдвижении единого кандидата на следующих президентских выборах. Никогда в истории белорусских выборов не было кандидата-женщины. Реально ли это, чтобы к 2015 году такой кандидат появился?

Ольга Карач: Я считаю, что это вполне реально и вполне вероятно. Лукашенко очень легко проводить кампанию черного пиара против мужчин, у него было 18 лет, чтобы потренироваться. С женщиной-кандидатом ситуация более сложная, так как в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, и если мужчина начинает атаковать женщину — это выставляет его не в лучшем свете, даже перед консервативным электоратом. Помню свою кампанию на местных выборах 2003 года, я тогда победила в первом туре и была единственной женщиной, победившей в первом туре, и единственным представителем оппозиции в Витебском горсовете. И у меня были очень хорошие конкуренты, очень сильные и уважаемые в районе мужчины, но из-за того, что люди устали, они хотели полностью оппозиции во всем. Поэтому я думаю, что пол может играть важную роль в президентской кампании, ведь и сам Лукашенко играет с этими гендерными ролями и сильно их использует, кроме того, есть страхи, особенно в регионах, что можно избрать второго Лукашенко. На мой взгляд, кандидат-женщина могла бы эти страхи нивелировать.

Еврорадио: Я соглашусь, что режим, возможно, и не дал бы сбой, однако момент растерянности от того, что оппозицию представляет кандидат-женщина, был бы. Но может возникнуть вопрос-стереотип: что сделает одна женщина среди «стаи мужчин», ведь политика в высших эшелонах у нас имеет все-таки мужское лицо?

Ольга Карач: Да, но когда я вспоминаю свою депутатскую предвыборную кампанию, что было свидетельством силы — это команда. Аккурат показатель наличия команды демонстрирует, что человек может договариваться, может разрешать споры, может искать какие-то компромиссы. Это важно для нашего общества. Получилось так, что за 18 лет в политической сфере доминирует мужское поведение и мужские методы разрешения конфликтов. Очень заметно, как Александр Лукашенко решает конфликты с ЕС, США и Россией. Зачастую важнее для него — продемонстрировать то, что он решил, чем добиться компромисса. К сожалению, эмоции у мужчин в политике, как ни странно, играют куда большую роль, чем у женщин.

Еврорадио: Абстрагируясь от политиков у власти, как считаете: политики-оппозиционеры-мужчины воспринимают политиков женщин не только как партнеров, но и как полноценных конкурентов?

Ольга Карач: В принципе, они и так воспринимают. В белорусском оппозиционном пространстве сегодня один против всех.

Еврорадио: Если мы посмотрим на опыт наших соседей, то в Литве президент

— женщина, в Украине тоже есть сильная политик-женщина, в Латвии была президентом женщина. Беларусь на этом фоне как-то меркнет. Почему? Белорусские женщины комплексуют перед мужчинами?

Ольга Карач: Если сравнивать европейский феминизм с белорусской ситуацией, то там женщины давно ответили на вопросы, которые белорусские женщины себе еще и не начинали задавать. В Беларуси так сложилось, возможно, после Второй мировой войны, когда стало мало мужчин, так что женщины очень часто вынуждены были руководить там, где они и не хотели, это не было их необходимостью. Сегодня эта тенденция также заметна, скажем, на уровне сельских советов. Ведь в сегодняшних белорусских деревнях та же проблема — мало мужчин. Может, женщины и хотели сидеть дома и воспитывать детей. Может, про «варить борщ» и сказала Лидия Ермошина, но она хороший голос именно этой системы. Разумеется, необходимо время, и я уже вижу новое поколение молодых женщин с хорошим образованием, с хорошими лидерскими задатками, которые осознают, что они хотели бы чего-то большего, перестроить традиционную модель семьи. Сейчас время большой дискуссии в нашем обществе: что есть семья, какую роль она выполняет в обществе, как люди разделяют обязанности. Понятно, что традиционная структура будет меняться, но это будет нелегкий процесс.

Еврорадио: Готовы ли мужчины в процессе изменения модели традиционной семьи услышать женщин?

Ольга Карач: Легко не будет. Если мужчина делает карьеру и из-за того, что дома его обслуживают, создают условия, чтобы он отдохнул, — это полезно в первую очередь для мужчины, но женщина становится заложницей такой ситуации. Ведь со временем выясняется, что все время она заботилась о семье, но не заботилась о себе, о своей карьере, о своей экономической независимости. Человеческая натура такова, что если один человек зависит от другого, то не всегда, но часто начинаются какие-то манипуляции. В ситуации, когда женщине сорок лет, муж зарабатывает больше, и вдруг развод: дети остаются с женщиной, карьеры нет, заработка приличного нет, она не может ни себя, ни детей обеспечить. Поэтому нашим белорусским женщинами стоит осознать и переосмыслить, что финансовая независимость является ценностью.

Еврорадио: Интересно, может ли государство это переосмыслить, ведь именно государство сдерживает экономическую независимости женщин…

Ольга Карач: Да, потому что государству, как и большинству мужчин, экономическая независимость женщин невыгодна. Невыгодна по тем же причинам, так как есть бесплатный труд. У нас даже традиционные женские профессии: учителя, врачи, чиновницы на низких должностях, секретарши, судьи, — а там невысокие зарплаты. Получается, что государство недоплачивает женщине. Государство пользуется тем, что женщина будет выполнять работу, так как женщина хочет самореализации, уважения, потому что ответственна, по разным причинам. И у нас выходит абсурдная ситуация: если посмотреть на то, кто больше получает высшее образование, то это женщины. У нас образование бесплатное, получается, что государство вкладывает средства в образование женщин, подготавливает специалистов, однако женщины не могут реализовываться в полную силу в этой системе, и деньги государству не возвращаются. Шведы хорошо делали подсчет: они подсчитали, что если в стране нет гендерного равенства (поскольку женщина более подготовленная, более образованная), то в бюджет недопоступает 30% денег. Вот представьте, если из-за гендерного равенства у нас поступало бы на 30% больше в бюджет, то, может, и не надо было бы кредиты брать в России. Это человеческий потенциал, человеческий ресурс. На мой взгляд, государство использует трудовой потенциал женщин не лучшим образом.

Еврорадио: Это может начать меняться, если изменится лицо белорусской политики. Убеждена, что только женщина-президент начнет заботиться об экономической независимости женщин.

Ольга Карач: В нашем обществе есть определенные вопросы, которые разделены между мужчинами и женщинами. Мужчины не так хорошо заботятся о социальной защите, о социальных вопросах и об их решении. Для меня ужасающий факт, что в Беларуси милицейская собака в месяц получает больше денег, чем ребенок. Государство четко демонстрирует свои приоритеты. Мне кажется, что для мужчины-кандидата вопросы социальной защиты, пенсии, увольнений, детский пособий, беременностей, вопросы лиц с ограниченными возможностями переходят на второй план. У мужчин другая ментальность, так как для них выживает сильнейший. А кто будет думать о слабых?

euroradio.fm

 

1 комментарий, RSS

  • arbooz

    Емко, необременительно, понятно — для молодежных масс в самый раз.

Exit mobile version