— Извините, а кем вы работаете?
— Понимаете, у меня очень древняя профессия…
— Вы президент Беларуси?

Белорусский народный анекдот

Пауля убили в октябре 1918 г. Тогда было тихо
и военные сводки были кратки: «На Западном фронте без перемен».

Э.М.Ремарк. «На Западном фронте без перемен».

Еще до начала парламентских выборов 2012 года Александр Лукашенко отчетливо продемонстрировал белорусскому обществу и Евросоюзу, что он не собирается менять правила игры. Как всегда звучали лозунги о проведении «самых честных выборов», но, как всегда, избирательная кампания не была честной, справедливой и демократичной. Все как всегда.

Из 110 потенциальных депутатов в воскресенье 23.09.2012 избрано 109 в нижнюю палату белорусского парламента. Ни один из 109 депутатов не будет выражать интересы противников президента Александра Лукашенко. Ни одному оппозиционному кандидату, которые еще оставались после массового снятия накануне несистемными политиками своих кандидатур, не удалось победить ни в одном из одномандатных округов. Власть признала выборы состоявшимися, По официальным данным, явка на выборах составила 74,3%. По данным независимых избирателей явка по стране составила 30-35%.

Но было и кое-что новое, с чем еще не сталкивалась белорусская власть и белорусская оппозиция.

Низкая избирательная активность и отсутствие интереса к выборам со стороны населения во время кампании:

*) как никогда, очень сложно и тяжело шел сбор подписей под регистрацией кандидатов. Для сравнения: если на парламентских выборах 2008 года в среднем сборщик подписей в день приносил 20-30 подписей, то на парламентских выборах 2012 средний сбор подписей в день составил 2-3 подписи. Это делало невозможным полноценную агитационную кампанию – и не важно, за оппозиционного кандидата или за представителя власти.

С другой стороны, высокая активность и активное обсуждение парламентской кампании в интернете, преимущественно сатирическое:

*) Интернет кишит многочисленными свидетельствами с разных участков, что явка по всей стране составляла 25-30%.

*) довольно активное обсуждение темы выборов, причем в сатирическом и ироническом ключе, в Интернете и различных социальных сетях. Если до декабря 2010 года Беларусь не имела своего собственного политического юмора, и немногочисленные анекдоты были, как правило, калькой с российских или украинских анекдотов, то на этих выборах политический юмор и сатира развивались как никогда. На мой взгляд, это свидетельствует о переформатировании и начале формирования публичной сферы Беларуси, девальвированной президентскими выборами 2010.

Это говорит о новых, но важных тенденциях внутри белорусского общества:

1. Депутаты парламента уже не воспринимаются населением как свои представители и защитники интересов. Это означает, что пропасть в коммуникации между населением и властью будет усиливаться. Политическая система, выстроенная Александром Лукашенко, это все-таки система, изначально опирающаяся на народную поддержку. Эти выборы показали, что вместо народной поддержки власть имеет народное равнодушие. Или, правильнее даже сказать, народное игнорирование. Это плохая тенденция для белорусской власти, поскольку в условиях нового назревающего экономического кризиса для выхода из него Александру Лукашенко понадобится народная мобилизация и готовность народа переживать этот процесс вместе с властью. Парламентские выборы 2012 четко продемонстрировали, что население за Александром Лукашенко «в землянки не пойдет», равно как никуда за ним не собирается идти.

2. Население не воспринимает парламент как инструмент влияния и считает, что его роль декларативная. Белорусский парламент оказался своеобразным «кладбищем» карьер чиновников – туда попадают те, кто потом из парламента уходит на пенсию. Это означает, что белорусский парламент будет находиться в своеобразной изоляции внутри Беларуси как орган, который не влиятелен, не авторитетен и ничего не решает.

3. Данные парламентские выборы также свидетельствуют о том, что в парламент попадают люди без авторитета, т. е. Александр Лукашенко не заинтересован в том, чтобы в обществе были еще некие авторитетные политики, кроме него. Это также усиливает изоляцию между обществом и властью. Сегодня в парламенте нет ни одного человека, кто был бы в состоянии составить конкуренцию первому президенту Беларуси хотя бы наполовину. Т. е. будущий новый президент точно будет не из тех, кто получил мандат депутата данного парламента.

4. Депутаты парламента будут играть роль легитимизатора решений Лукашенко и не более того – по наиболее непопулярным решениям белорусской власти. Этот процесс белорусская власть начала, не откладывая в «долгий ящик»: например, в ближайшем будущем парламент собирается отменить льготы для матерей-одиночек и еще провести ряд подобных законопроектов.

5. Неизбрание кандидата от Либерально-демократической партии в безальтернативном округе и отсутствие второго тура говорит о том, что власть и дальше намерена продолжать ту же линию, не понимая последствий для себя лично.

6. Собранные простым населением свидетельства об отсутствии явки на парламентских выборах говорят о переформатировании отношений между властью и обществом, по крайней мере, о начале процесса переформатирования «социального контракта» и потребительских ожиданий от политиков. Например, даже во время президентских выборов 2010 года очень чувствовалось ожидание населения в стиле «ну когда эта оппозиция наконец скинет этого Лукашенко», население самоустранялось от принятия решения и от активных действий. Эти парламентские выборы тоже говорят о самоустранении довольно большой части белорусского общества, но они же свидетельствуют о первых ростках политической активности от незаангажированных в оппозиционную деятельность жителей Беларуси.

7. Население медленно становится субъектом влияния политики, а не только объектом. Это стала понимать власть и оппозиция

Низкая политическая активность оппозиции и демократических сил. Она выразилась в следующих фактах:

*) На 110 мест в палате представителей в этом году претендовали 293 кандидата – это меньше, чем на любых прошлых парламентских выборах после обретения Беларусью независимости.

*) большинство кандидатов снялись до начала голосования в силу разных стратегий и не пошли до конца.

*) большинство кандидатов не использовали средства для агитации и работы с населением, выделенные государством на эту парламентскую кампанию.

*) подписи – основной инструмент всех политических кампаний Беларуси, особенно в отсутствии независимых медиа, – не собирались оппозицией. Основное выдвижение кандидатов шло через политические партии. Но даже отдельные кандидаты, которые собирали подписи, набрали очень малое количество.

Выводы этой парламентской кампании:

Плохие:

1. Победа демократических сил опять откладывается на неопределенный срок.

2. Беларусь превращается в марионеточную, кукольную страну с искусственно поддерживаемой со стороны России экономикой – аналог политического статуса Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, когда, с одной стороны, вроде даже есть паспорта у населения именно этих стран, с другой, страны не могут существовать без мощных финансовых вливаний России. Потеря экономической поддержки России обозначает экономический кризис, обвал и девальвацию в Беларуси.

3. Александр Лукашенко собирается и дальше играть роль профессионального попрошайки, обещающего что угодно, но не выполняющего своих обязательств и обещаний.

4. Несмотря на разные стратегии, не удалось вовлечь население в общественно-политическую дискуссию, и люди, как никогда, демонстрировали полное отсутствие интереса к выборам.

Хорошие:

1. Александр Лукашенко освободил двух политических заключенных сразу после выборов в надежде еще раз обмануть Евросоюз. Александр Лукашенко до сих пор пытается выгодно продать оставшихся в тюрьме 12 политзаключенных, в том числе и кандидата в президенты от социал-демократической партии Николая Статкевича.

2. Первый раз выборы проходили без торга со стороны Евросоюза и Америки. Это не увеличило их демократичность, но зато избавило от определенных манипуляций со стороны властей.

3. Эти выборы отличаются от остальных тем, что оппозиция пробовала сразу несколько стратегий одновременно. Если раньше политические партии старались пробовать только один сценарий, то сегодня политики (может даже, в первый раз) серьезно задумались о стратегиях в отношении этой власти и о стратегиях, которые бы могли победить. Пока рано говорить про победу, но важен отход от диссидентской борьбы к борьбе политической. Формирование общественно-политических институтов, которое началось в 2010 году, продолжается, несмотря на все репрессии и сложности. Это самый важный, но оптимистичный вывод из этой парламентской кампании.

Ольга Карач,
Беларусь
НАШ ДОМ

1 комментарий, RSS

Exit mobile version