Для Железнодорожного райсуда решение Комитета ООН не авторитет.

17 мая в суде Железнодорожного района Витебска завершилось разбирательство по делу пенсионерки, активистки «Нашего дома» Антонины Пивонос.

Она подала заявление на материальную компенсацию морального вреда и за изъятую у нее вышиванку с молитвой. 25 марта 2008 года она подарила ее оппозиционеру Борису Хамайде, что сотрудники милиции, а потом и суд расценили как несанкционированную акцию.

Как пишет сайт ПЦ «Вясна», инцидент произошел в День Воли около так называемого Синего дома, где Хамайда распространял независимую прессу. Госпожа Антонина Пивонос решила сделать ему подарок — принесла вышиванку со словами молитвы «Отче наш». Вышитые красными нитками на белой ткани, эти слова милиционеры расценили как плакат оппозиционного содержания. И Антонина Пивонос была наказана штрафом в размере двух базовых величин якобы за участие в несанкционированном пикете и конфискацией вышыванки.

Обжаловать это решение не удалось ни в Витебском областном, ни в Верховном суде. После обращения Антонины Пивонос в Комитет по правам человека ООН прошло более 4 лет, но решение она получила положительное. Согласно ему, в отношении госпожи Пивонос была нарушена статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. По части 2 этой статьи, граждане государств — участников Пакта, среди которых и Беларусь, имеют право на свободное выражение своих мыслей. Именно это право жительницы Витебска было незаконным образом нарушено.

По решению Комитета, белорусские власти обязаны выплатить компенсацию. И госпожа Пивонос подала иск на Министерство финансов Беларуси и потребовала компенсировать ей 7 миллионов рублей: вышиванку она оценила в 5 миллионов (ручная работа, размер — 0,9 × 0,64 м., срок выполнения — полгода), еще 2 миллиона — в качестве компенсации морального вреда и судебных расходов.

Представители правоохранительных органов в суд не явились. Представитель ответчика иск не признал на том основании, что постановление по административному делу не было отменено — согласно белорусскому законодательству, только в этом случае делается компенсация.

Судья Валентина Ковалева отказала Антонине Пивонос, мотивируя свое решение «необоснованностью». И тем, что решение Комитета по правам человека, мол, имеет лишь «рекомендательный» характер.

«Беларусь подтвердила свои обязательства перед КПЧ ООН и подтвердила свое согласие подчиняться. Сегодня мы должны решить, что же важнее нашей стране: утверждение нашего чиновника, или обязанности нашего государства. Обязанности должны быть святыми, незыблемыми и не извращенным никакими чиновниками. Ведь если произойдет другое, то выходит, что государство отказывается от всех своих обязательств … Возмещение ущерба — это требование справедливости. На одной чаше весов — возмещение вреда, о которой казне и вспоминать должно быть стыдно, на другой чаше — авторитет нашего государства. Насчет позиции ответчика: она сводится к тому, что постановление, вступившие в законную силу, а не отменено и не обжаловано. Да, но нужно учитывать, что все это — наши внутренние законы. А 8-я статья Конституции говорит о том, что национальное законодательство работает тогда, когда оно соответствует полностью и ни в чем не противоречит международным нормам, которые мы одобрили, подписали и признали. Поэтому считаю эти возражения юридической казуистикой, поскольку приоритет бесспорен», — сказал  в прениях Михаил Замалин, адвокат Антонины Пивонос.

Пивонос намерена написать обращение в Генеральную прокуратуру и Верховный Суд и рассказать обстоятельства дела с «крамольной» вышиванкой молитвы «Отче наш …»