Добровольцы, которые ушли воевать против России, уже давно не находятся в Беларуси — особенно те, для кого это уже второе участие в боевых действиях на территории Украины. Оставаться в Беларуси опасно и для жизни, и для свободы бойцов. Но пока они защищают Украину от российской агрессии, режим все равно находит способы добраться до них — через родственников.
«Мне стыдно, что у меня такой сын». Как давили на мать Василия Парфенкова
Василий освободился только в декабре 2014 года и вскоре уехал в Украину, на Донбасс, поддерживать украинскую армию. В Украине он встретил свою любовь — жена Елена была тактическим медиком, проводила инструктажи для военных на Донбассе. Сейчас у них двое детей четырех и семи лет. Будучи в Украине, Василий продолжал поддерживать Беларусь, выходил на протесты с бело-красно-белым флагом. А с новым наступлением российских войск снова ушел на фронт. Сначала воевал в составе добровольческого батальона ОУН (Организация украинских националистов) в Киевской области. А затем Василий перешел в батальон Кастуся Калиновского.
Василий рассказал, что давление на его семью, оставшуюся в Минске, началось еще в 2014 году, после отъезда из Беларуси. В 2015 году родных вызывали на допрос в КГБ и спрашивали о Василии. Силовики звонили сестре добровольца и просили говорить гадости. «Когда их начали дергать, я им сам сказал: говорите, что вам скажут, соглашайтесь на эти предложения, чтобы у вас не было никаких проблем с этими спецслужбами. Сам прекрасно понимаю, какая ситуация в Беларуси, знаю, что это сказано по принуждению, что все это неправда. И мои родные об этом знают. А мне на эти видео все равно — как с гуся вода», — уточняет доброволец.
После появления видео Василий и его мама созвонились. Женщина рассказала, что к ней домой приходили участковый и двое в штатском, но кто именно — неизвестно. С ней обращались достаточно корректно, предложили записать видео, и она, помня договоренности с сыном, согласилась. «Маме, конечно, тяжело, она переживает за меня, нервничает. Вчера, когда общались, она все время плакала, извинялась. Она в стрессе», — поделился подробностями доброволец.
Уезжать из Беларуси его мама не хочет — говорит, что уже поздно, что хочет остаться рядом с могилой своего мужа, отца Василия. Куда больше пожилая женщина переживает за сына и внуков. «Я знаю, что мои родные меня любят, а они знают, что я их люблю. И пусть делают все, что им скажут, чтобы минимизировать давление на них», — уверен доброволец.
«Лучше отсидеть несколько лет в своей стране». Что сказала мать Дениса Прохорова
В феврале 2022 года Денис снова отправился на фронт. Уже 3 марта он участвовал в бою за Бучу под Ворзелем. «Мы были пехотой в количестве 40 человек, без техники. Мы прошли пешком всю Бучу, закрепились в городке Ворзель и там ждали возле гостиницы «Вилла Сан-Марино». Надеялись на небольшую колонну техники врага, которую бы мы ликвидировали. Но так случилось, что силы россиян были больше наших. Враг направлял более 70 единиц техники на нас, пехотинцев, у которых были только гранатометы и пулеметы», — вспоминал Денис в интервью. В том бою он потерял товарища: «Я был вместе с парнем, которому становилось все хуже и хуже. У него были затянуты жгуты, однако ему было все хуже, я понимал, что он теряет кровь. Я брал его руку и говорил: сильно сжимай. По силе хватки я понимал, сколько в нем жизни».
На войне Денис Прохоров получил осколочное ранение. «У меня была ранена рука, я не мог нормально держать автомат, поэтому взял раненого в ногу парня и помогал ему идти. Уже в больнице рентген показал, что руке у меня три осколка. Один достали, а других два не смогли, сказали жить с ними, если не мешают. Пока, кажется, все хорошо», – рассказал молодой человек. Он по-прежнему продолжает находиться в Украине, где проводит обучение добровольцев батальона Кастуся Калиновского. Как и другие бойцы, Денис собирается воевать до победы.
Пропагандист, сотрудник государственного канала ОНТ Игорь Тур рассказал, что мать Дениса Прохорова была «не в восторге от перспективы опубликования обращения», но согласилась, когда ей показали «самые жесткие видео от и про сына».
Акция в Варшаве закончилась проблемами со здоровьем
До 2017 года Вадим Кабанчук воевал на Донбассе. Затем у него было несколько лет мирной жизни в Черкасской области. А 24 февраля этого года добровольца разбудила война. «Проснулся около 8:30, вышел на кухню и по радио услышал, что уже идут ракетные обстрелы. Тогда мы быстро собрали вещи и поехали на Киев. Моя жена – украинка – тоже пошла добровольцем на фронт», — делится активист и признается, что ожидал боевых действий. В первые дни войны он попал в Васильков, где обстреливали аэродром и военную академию. Затем последовали Межигорье и Вышгород. Позже боец оказался в Киев, где приступил к задачам в составе батальона Кастуся Калиновского.
Нелегитимная власть понимает: добровольцы, которые сейчас сражаются в батальоне Кастуся Калиновского, опасны для Лукашенко. Ведь смелые беларусы прямо заявляли, что после окончания войны в Украине готовы стать основой армии, которая освободит Беларусь. Именно поэтому силовики не гнушаются давить даже на матерей этих мужчин. Мы желаем и парням, и их родным смелости, чтобы пройти эти испытания, а также скорейшего возвращения в свободную Беларусь без Лукашенко.