Инструменты, которыми нелегитимная власть пытается давить на активных граждан Беларуси, разнообразием не отличаются. Шантаж, угрозы, насилие, репрессии используются не только в отношении их самих, но и близких и даже дальних родственников. Можно сказать, что практически любой человек, который имеет родственные связи с теми, кто открыто высказывает свою позицию, принимал участие в протестной деятельности, а тем более продолжает активно участвовать в освобождении Беларуси от режима из-за рубежа, находится под угрозой применения насилия со стороны «правоохранительных органов» диктатора.
Только в течение последнего года известно о 23 случаях арестов, обысков, иных насильственных действий в отношении родственников:
- Супруг/супруга — 2 случая
- Родители — 8 случаев
- Дети — 4 случая
- Братья/сестры — 3 случая
- Бабушки/дедушки — 2 случая
- Иные близкие или дальние родственники — 4 случая
География шантажа и взятия в заложники охватывает всю Беларусь. Большинство случаев применения насильственных действий приходится на Минск. Но также подобный инструмент воздействия был использован в Гродно, Бресте и небольших городах страны — Речице, Лиде, Житковичах, Полоцке, Новополоцке, Мозыре.
Основной целью подобных действий является принудить человека с активной гражданской позицией вернуться в Беларусь. На большинство активистов заведены уголовные дела, но «правоохранительным» органам для проведения следственных действий, доведения дела до суда и публичного осуждения не хватает самого активиста.
Подробная хроника захвата в заложники родственников 2021-2022 года
- 2021 год
25 мая беларуские власти взяли в заложники родственника журналистки «Белсата» Арины Малиновской. В телефонном звонке следователь сообщил, что ее родственник задержан. Вскоре может быть задержаны бабушка и дедушка журналистки. Отпустят их только после того, как сама журналистка придет в отделение милиции. Так же милиция задерживала на какое-то время супруга журналистки. Арина в Беларусь не вернулась.
15 марта прошел обыск у 95-ти летней бабушки Гродненского журналиста-расследователя Дениса Ивашина. До этого обыски провели и у родителей мужчины. Зверей в погонах не останавливает ни возраст родственников, ни состояние их здоровья.
10 июля сотрудники КГБ приходили к родному брату политзаключенного Станислава Мочалова Игорю с обыском. У брата забрали компьютеры, телефоны и накопители информации. Как показывает практика, личную собственность потом никогда не возвращают.
5 августа прошел обыск у родителей редактора «Сильных новостей» Алексея Шкурова. В ходе обыска ничего не забрали. Но зачастую целью обыска у родителей является именно моральное давление на пожилых людей, а также — вызывать страх за жизнь и здоровье родителей у самого активиста.
19 августа в Речице прошел обыск в квартире отца политзаключенной, волонтера «Весны» Татьяны Ласицы. Обыски проводят даже у родственников активистов, которые уже находятся под арестом, с целью заставить их признать свою вину.
24 августа в Лиде задержали Ольгу Мохнач — супругу бывшего подполковника милиции, командира роты ППС Лидского РОВД Юрия Мохнача, который находился за пределами РБ. Дома прошел обыск, но в последствии Ольгу отпустили.
13 сентября у родителей политзаключенных Андрея Шарендо и Полины Шарендо-Панасюк сотрудники КГБ провели обыски. Так же сотрудники приезжали на работу к брату Андрея Александру для опроса. Полина находится в местах лишения свободы, Андрею удалось сбежать из Беларуси.
16 октября в Житковичах задержана Ольга Чижик, мать политзаключенного Арсения Чижика. Поздно вечером ее увезли на допрос и освободили только утром следующего дня.
8 ноября арестован Алексей Каневский, сын политзаключенной Татьяны Каневской. Мужчина помещен в ИВС. О его дальнейшей судьбе пока ничего неизвестно.
14 ноября милиционеры провели обыск в доме дочери блогера Елены Янушковской, которая находится за пределами Беларуси. Обыск без присутствия людей также является стандартной практикой беларуских «правоохранительных» органов.
16 ноября в доме активистки Елены Гурченок в Полоцке прошел обыск. В Новополоцке была задержана на 72 часа родственница Елены — Ирина Гурченок. К сожалению, мы знаем, что на женщин в белоруской милиции оказывается особое давление и применяются угрозы сексуального характера. Поэтому задержание родственников женского пола особенно страшно для активистов.
26 ноября арестована мать анархиста Романа Халилова, выехавшего из страны в 2019 году опасаясь возможного уголовного преследования. Силовики выломали дверь квартиры Гаяне и провели обыск. Женщину заставили стать на колени и признать свою вину на камеру. Гаяне Ахтиян была арестована на 10 суток, а 2 декабря 2021 года ее перевели в Минск на Окрестина.
7 декабря в Новополоцке, в доме родителей бывшей журналистки «Еврорадио» Юлии Матузовой прошел обыск. Во время обыска изъяли всю технику.
В декабре также началось давление на родственников экс-бойца беларуского СОБРа Юрия Гаравского, который находится в Швейцарии, где запросил политическое убежище. Родственников несколько раз вызывали в КГБ. Брата Юрия арестовали сотрудники ОМОНа и допрашивали 5 часов. Родным запрещен выезд из Беларуси. По сути этот случай является одним из самых ярких — родные Юрия реальные заложники «власти».
- 2022 год
28 января против дочери политика и беларуского оппозиционера Павла Латушко Яны Латушко власти Беларуси возбудили уголовное дело и арестовали ее имущество. Арест или изъятие имущества также являются любимым инструментом давления на активистов во стороны режима.
31 января был задержан Анатолий Латушко — двоюродный брат руководителя НАУ Павла Латушко. Дома у него был проведен обыск. Как показывает практика, чем более активист известен, тем больше давления будет осуществляться на него всеми возможными способами. «Власть» не гнушается в этом случае самых грязных методов.
9 февраля в Мозыре была арестована Ксения Мартинович, дочь активистки Мартинович Аллы. Дочь приехала из Украины в квартиру матери. Находится в ИВС.
18 февраля в Минске силовики с оружием пришли к родственникам активистки и бывшей студентки Академии искусств Полины Бурко с обыском. Полина сейчас находится за пределами Беларуси. После обыска сотрудники КГБ задержали ее мать-45-летнюю Елену Бурко и арестовали на 12 суток.
Все случаи подобного давления, взятия в заложники при смене режима будут расследоваться в отдельном порядке. Все виновные в незаконных действиях осуждены. МЦГИ «Наш Дом» уверен, что те, кто занимается подобными насильственными действиями в отношении родственников активистов, прекрасно осознают их незаконность. И поэтому должны быть наказаны по всей строгости закона. Нового закона в новой и свободной Беларуси.