К костелу Святого Александра в центре Варшавы постоянно стекаются люди. Раньше это были в основном прихожане, но сейчас сюда приходят еще и благотворители, беженцы из Украины и волонтёры. В подвале костёла теперь находится склад ПОБАЧ.ВАРШАВА, который был организован МЦГИ «Наш Дом» совместно с Инициативой ДАР. Я пришла сюда, чтобы познакомиться с ребятами, которые сейчас помогают тем, кому это очень нужно.
Приезжаю на Площадь Трех Крестов, спускаюсь по ступенькам и вхожу в низкую дверь. И встречаю, кажется, самых обычных людей. Они из разных стран, у них разные профессии и хобби. Но у каждого — есть веские причины, чтобы помогать.
Первый отдел на складе — продуктовый. Сегодня его возглавляет Ксюша — красивая, юная, с яркими волосами и серьезным голосом.
Ксюша, как давно ты здесь помогаешь?
— Именно на этом складе работаю второй день. Но в Варшаву я приехала уже больше недели назад. Из Финляндии — там я живу довольно долго. А родилась я в Санкт-Петербурге, папа у меня из Харькова, бабушка из Беларуси.
Ксюша, какие люди сейчас сюда приходят за помощью?
— Разные, совершенно разные! Многие потеряны, не понимают что им нужно из вещей или продуктов, не понимают, что делать дальше. Вчера несколько человек плакали. Конечно, волонтерам тоже сложно не поддаться эмоциям, не впасть в это депрессивное состояние. Но сейчас уже пришло понимание, что когда ты сам позитивно настроен — люди тоже начинают лучше себя чувствовать и уходят в более спокойном состоянии.
А как ты приняла это решение — ехать в такую даль и помогать?
— Это было спонтанно, я просто поняла, что у меня нет другого выбора, ужасная ситуация, просто не знаю как описать словами. И ещё у меня такая работа, которая позволила взять отпуск прямо здесь и сейчас. Я работаю в университете преподавателем, на данный момент у меня нет курсов, поэтому я просто взяла билет в Варшаву и приехала.
Чем ты занимаешься здесь, какие твои обязанности?
— По вечерам мы перевозим людей, я сопровождаю финских водителей в качестве переводчика, чтобы беженцы ни о чем не беспокоились и чувствовали себя комфортно. А днём, когда не нужно координировать перевозки, помогаю на складе.
В этот момент к нам подходит женщина, которая пришла за продуктами. Поэтому я вернусь к Ксюше позже, чтобы задать ей еще один важный вопрос, а пока направляемся дальше. Проходим по небольшому коридору (полки на стенах которого полностью заставлены гигиеническими принадлежностями) и оказываемся в главном помещении склада. Здесь повсюду вещи, которые уже распределили по коробкам и вешалкам и здесь же располагается что-то вроде волонтерского штаба.
Две девушки сортируют в небольшом закоулке одежду. Одна из них — Карина — весело на меня смотрит.
Скажи пожалуйста, как долго ты здесь уже волонтёришь?
— Я последние две недели прихожу сюда после работы либо по выходным. Мы собираемся с друзьями и помогаем вместе.
А кем ты работаешь?
— Я тимлид в логистическом холдинге, и у нас, наверное, почти все в компании волонтёрят, это прямо таки часть корпоративной культуры.
Профессиональные навыки помогают тебе здесь — тимлиду проще организовывать работу, людей, пространство?
— Да, абсолютно точно. Когда мы пришли в первый раз, здесь было сумбурно, очень много всего и каждый делал всё и сразу. Тогда мы быстро сориентировались и перераспределились: один сортирует, другой складывает, третий подписывает и вешает бумажки — у нас очень быстро пошла работа. Вообще, когда все упорядочено — все быстро становится понятно!
Карина, а откуда ты приехала?
— Я из Беларуси, из Минска, но здесь, в Варшаве, живу уже 6 лет.
Почему решила стать волонтёром?
— Невозможно остаться в стороне. Очень больно осознавать происходящее, особенно учитывая, что происходило в Беларуси в двадцатом году. У меня просто какой-то флешбэк случился. Тяжело за этим просто следить и бездействовать, а поскольку мы уже научены двадцатым годом, то знаем, что делать в кризисной ситуации. Я заметила, что некоторые поляки вначале не знали, как действовать, как именно помогать — был хаос на складах и в центрах помощи беженцам. Беларусы сразу сориентировались, что нужно: транспорт, деньги, одежда, еда. Это, конечно, страшный флешбэк, неприятный, но именно поэтому я здесь.
Тем временем на склад все прибывают беженцы, волонтеры выдают им тёплые вещи, обувь, детскую одежду. На пару минут отвлекаю хрупкую и изящную девушку с необычным именем Нигора.
Нигора, сколько ты находишься в Польше ?
— Больше трёх лет, я приехала из России, а родилась в Таджикистане. Там росла до 15 лет, а потом по семейным обстоятельствам переехала в Нижний Новгород, где окончила университет, после переехала в Москву. Работала, в интернете встретила будущего мужа — он поляк, мы с ним в тиндере познакомились. Многие говорят, что там невозможно хорошего человека для серьёзных отношений найти, но у нас так получилось! Прямо совпали интересы, и он меня пригласил сюда приехать Это было в 2018 году.
А какая у тебя профессиональная деятельность? И чем ты занимаешься, когда не волонтёришь?
— Я менеджер по продажам в Польше, работала в этой сфере и в России. А вообще люблю заниматься спортом, хожу в горы, много путешествую по Польше. Недавно сдала экзамен по вождению, получила права — теперь езжу за рулём, мне очень нравится, я внимательный водитель.
Нигора, а почему ты начала заниматься волонтёрской деятельностью? Почему пришла помогать?
— Всё, что происходит сейчас — это ужасно, нельзя оставаться в стороне! И мне кажется, это сейчас меньшее, что я могу сделать — помочь вот таким образом, физически. Я стараюсь приходить часто, провожу здесь около 4 часов. Очень хочется внести какой-то свой вклад, успокоить тех, кто бежал из Украины.
Ты уже несколько лет в Польше, как часто общаешься со своей семьёй?
— У меня часть семьи осталась в России, а часть — в Таджикистане. Я не виделась с мамой уже около 4 лет, но мы постоянно общаемся. А в связи с последними событиями созваниваемся каждый день, обмениваемся эмоциями, сейчас везде напряженно.
Мы заканчиваем разговор, поскольку к нам подходит полька, которая принесла гуманитарную помощь на склад и оставляет свои контакты, просит позвонить ей, если понадобятся лишние руки или другая помощь.
Конечно, работают на складе не только девушки. Иду пообщаться с высоким серьёзным парнем, его зовут Артём.
Привет! Как давно ты здесь помогаешь?
Я только первый день тут.
И какие у тебя на сегодня задачи на складе?
— Помогаю людям, которые нуждаются, выбрать какую-то теплую одежду, вещи из тех, что у нас есть. И девочкам-волонтёрам помогаю с тяжелыми коробками, если нужно.
А по профессии ты кто?
— У меня рабочая специальность — плиточник.
Что привело тебя на склад?
— Я сам беженец, неделю назад приехал из Киева. Поэтому стараюсь, насколько возможно, поддержать людей, как-то помочь. Когда сам собран и спокоен, твоё хорошее настроение передаётся другим, а быть спокойным сейчас важно, чтобы принимать взвешенные решения.
На складе становится шумно, после обеда приходит всё больше и больше людей. У стола, на котором лежит документация, стоит парень, с кем-то разговаривает, активно жестикулирует, громко разговаривает. Зовут его Остап и он тоже волонтёр.
Остап, расскажи, чем ты в обычной жизни занимаешься?
— Раньше играл в компьютерные игры — профессионально занимался, зарабатывал таким образом, криптовалютами занимался. Вообще я много путешествую, часто меняю страны и род деятельности, ищу себя. До известных событий собирался в Украину, чтобы там работать, меня ждала вакансия с классной зарплатой и по специальности, с хорошими возможностями в Киеве. Но — не доехал.
А как ты оказался здесь, на складе помощи?
— Приехал буквально недавно из Швеции, нашёл здесь организацию, через которую можно было помогать и пришёл сюда.
Что ты думаешь об атмосфере на складе, уже освоился?
— Я бы назвал это контролируемым хаосом: со стороны кажется, что здесь какой-то бардак, а на самом деле всё упорядочено. Когда впервые здесь оказался, вообще не понимал что делать. Взять что-то? Куда-то перенести? Все говорят: “Всё нормально, ничего не трогай”. А я стою с каким-то пакетом в руках, не знаю, куда его положить, вокруг все заняты. Но в итоге я быстро разобрался.
Спасибо, Остап! Уверена, что у тебя всё получится!
Напоследок подхожу ещё к одной девушке, которая сегодня тоже волонтёр на складе.
Привет! Давай познакомимся!
— Давай, меня зовут Наталья, я приехала из Беларуси в 2020 году, уже немного освоилась и язык подучила. В последний год дома занималась ремесленничеством, и здесь тоже работаю на себя — творю по-тихоньку.
Почему ты пришла помогать?
— Сейчас такая ситуация в мире… Ничего нет страшнее войны, когда дети и мирные люди страдают. Поэтому и пришла: помогаю и другим, и себе. Дома тяжело находиться, постоянно мониторить эти новости, а здесь, среди людей, ты вносишь свой маленький вклад и отвлекаешься. Поэтому, когда у меня есть свободное время, я сюда прихожу.
А за то время, что ты здесь трудишься, какой момент был для тебя самым эмоциональным?
— Однозначно общение с детьми. Стараешься подарить им какую-нибудь игрушку, подобрать для них что-нибудь особенное. И я хочу сказать, что ни разу не было никакого негатива, в каком бы состоянии не приходили люди. Всё, что происходит сейчас — это общая беда.
А как сейчас может помочь каждый из нас? (К слову, этот вопрос я сегодня задала каждому волонтёру, с кем успела пообщаться. Так что каждый из вас может выбрать себе тот вариант, который подойдет именно вам!)
Наталья: Начиная от какого-то элементарного финансового вклада и заканчивая добрым словом. Каждый может хоть что-то сделать, даже попросту поделиться информацией.
Остап: Для каждого подойдет что-то свое. Можно искать пункты помощи беженцам, идти туда, если там не хватает рук и работать. Можно публиковать информацию, чтобы люди видели, где нужна помощь. Хотя даже мои друзья из России, с которыми я долго общался, не знают, что происходит, не понимают, почему цены выше стали и почему мы кипишуем вообще. До них не доходит информация, многие попросту не верят, что в Украине война. Даже люди, у которых по два высших образования, говорят, что это все сказки. Поэтому, думаю, что хорошая помощь — это огласка в соцсетях и медиа, ведь мы живем в цифровом веке, а люди не знают ничего. Нужно найти участок, где ты будешь полезен! Я сперва хотел на войну уехать, но не смог границу пересечь. А сейчас понимаю, что у меня и подготовки никакой нет, стал бы пушечным мясом, скорее всего. А здесь я больше сделаю.
Нигора: Протесты — это важно, и еще, пожалуй, распространение информации. В связи с этими событиями мы с мужем впервые в жизни вышли на улицу с плакатами. Теперь я, кстати, ношу их с собой в рюкзаке. Но мне кажется, что волонтерская помощь тоже очень важная — нужно помогать беженцам освоиться, переводить для них с иностранных языков. Если есть время — можно помочь в любом деле.
Ксюша: Это сложный вопрос. Важно не молчать, пытаться найти способы помочь в том же интернете, искать возможности. Собирать информацию для беженцев в любой стране и распространять, чтобы люди знали куда обращаться в сложной ситуации.
Артём: Любая задача посильна и любая помощь нужна, даже самое простое — помогать физически в сортировке, погрузке, вывозе мусора вот в таких центрах.
Карина: Важно сейчас, прежде всего, оставаться людьми. Всё, что происходит — это глобальная беда. Сейчас национальность и паспорт вообще не имеют значения, поэтому важно быть толерантным по отношению к другим и ситуации в целом. Это моя большая внутренняя боль! Не судите по паспорту!
И по поводу помощи: в каждой стране сейчас организованы пункты сбора, пункты помощи. Как минимум, можно спросить у знакомых, соседей — кто-нибудь точно в курсе! В каждом таком пункте можно спросить, какая помощь нужна — там наверняка подскажут.
Где-то нужна психологическая или адаптивная помощь, чтобы помочь беженцам и не только пройти какие-то этапы и прийти в стабильное состояние, начать спокойно жить, общаться, работать — хотя бы минимально вернуться к привычной жизни. Можно даже стать таким островком безопасности для кого-то, кто в этом сейчас нуждается. Просто человеком, которому можно позвонить и услышать тёплые слова. Каждый может сделать что-то хорошее и полезное, если есть желание.
Дорогие друзья! Вы сейчас тоже можете выбрать для себя способ помощи и хотя бы немного облегчить жизнь тому, кому сейчас тяжело, как ежедневно это делают ребята из разных стран. Главное — захотеть! Будем рады видеть вас на складе ПОБАЧ.ВАРШАВА!
Склад ПОБАЧ.ВАРШАВА — это результат сотрудничества МЦГИ «Наш Дом» и Инициативы ДАР. Сегодня склад активно поддерживают множество организаций. В том числе немецкая организация International Society for Human Rights (ISHR), с которой «Наш Дом» начал сотрудничество в направлении помощи именно беларуским беженцам, а в момент начала военных действий — сотрудничество было перенаправлено на помощь всем беженцам из Украины.
Адрес ПОБАЧ.ВАРШАВА — Варшава, костел св. Александра, Plac Trzech Krzyży.
С волонтерами беседовала Екатерина Пичкур-Панько.