2020 год стал для многих очень знаковым, наполненным символизмом: белый цвет против тьмы безграмотности и добровольного рабства; сокол, бросивший дохлую крысу перед входом в Дом правительства, где располагается ЦИК; разорванный ветром, приспущенный непогодой красно-зеленый флаг на площади государственного флага…
Одним из символов свободы, стойкости и правды стала маленькая хрупкая женщина Нина Багинская, которая с 1988 года выходит на гражданские акции, выражая свое мнение и отношение к событиям, происходящим в стране. В 2020 о ней узнал весь мир, люди встречали ее на улицах радостным скандированием ее имени, фраза «Я гуляю!», сказанная в попытке пройти с бчб-флагом мимо силовиков, стала крылатой. Она давала интервью для YouTube-канала Ксении Собчак, BBC News, а также журналистам из Швеции, Польши, Германии, Франции. Максим Кац посвятил ей один из роликов на своём YouTube-канале. В сентябре 2020 года итальянский Vogue опубликовал фото Нины под названием «Мать беларусской революции».
30 декабря у Нины Григорьевны юбилей – 75 лет. Она выросла в семье минских интеллигентов, дед по маминой линии был царским чиновником, почтмейстером, отучился в Слуцкой гимназии, был очень образован, отец до войны получил высшее образование, а позже дослужился до полковника. Нина родилась горожанкой, училась в средней школе № 73 и со школьного возраста занималась велоспортом, принимая участие в соревнованиях и слётах всесоюзного уровня. В молодые годы Нина попала в аварию, столкнувшись с автомобилем на велопрогулке, результатом стала черепно-мозговая травма и посттравматическая эпилепсия. Тем не менее, это не стало препятствием для окончания двух институтов и получения профессий по специальностям монтажника радиоаппаратуры и специалиста по разведке нефтяных и газовых месторождений. Наша героиня работала геологом в Беларусском научно-исследовательском геологоразведочном институте, целью которого был поиск нефти и газа, стала членом Беларусского народного фронта и создала в институте местное товарищество БНФ.
В 1994 году, после прихода к власти Лукашенко, была уволена из института. Вот как сама Нина описывает те события: «В 1991 году у нас было все, как мы хотели: и беларусский язык в качестве государственного, и герб «Погоня», и бело-красно-белый флаг, а мои научные руководители и гэбисты успокоились. Когда пришел Лукашенко, сразу начались репрессии. Меня стали выгонять, говорить, что я опаздываю на работу, хотя у нас там за этим никто не следил. Женщины рожали, брали работу на дом и смотрели детей. Главное – отчет по своей дисциплине вовремя сдать. А у меня еще дети – погодки. Дочь родилась с вывихом тазобедренного сустава, а это – лангетки, массажи, не отойдешь. Но они этого ничего не учли, и репрессировали меня».
Как любого оппозиционного активиста и общественного деятеля, Нину много раз задерживали и содержали в камерах временных изоляторов не одну ночь.
1 августа 2014 года она была арестована за сожжение советского флага у здания КГБ в Минске — в память о сожжении в этот день в 1937 году во внутреннем дворе Минской тюрьмы НКВД десятков тысяч рукописей беларусских деятелей культуры и последующего расстрела их авторов в подвалах «американки». В 2015 году — за акцию памяти Михаила Жизневского, который погиб на Евромайдане в Украине. После событий 25 марта 2017 года, когда в Минске были арестованы десятки активистов (дело «Белого легиона»), а по всей Беларуси были задержаны сотни участников празднования Дня Воли, Нина Багинская ежедневно выходила к зданию КГБ с бело-красно-белым флагом и плакатом «Свабоду народу». В 2018-м с плакатом «Беларусь репрессированная» протестовала против ресторана «Поедем поедим» в Куропатах. В 2019-м отстаивала школьника, который извинялся, за то, что дал затрещину скульптуре городового. 5 апреля 2019 года она участвовала в очередной акции в урочище Куропаты, после которой была задержана вместе с Павлом Северинцем. Там группа активистов препятствовала так называемым «работам по благоустройству территории», во время которых накануне, 4 апреля, были снесены 30 мемориальных крестов по периметру братских захоронений советских граждан, расстрелянных в 1930-е годы.
20 октября 2020 года во время принятия кадровых решений узурпатор назвал Нину Багинскую убеждённым человеком и отдал распоряжение «не забирать её с площадей, потому что тогда оппозиции не будет и декорации исчезнут», однако это не помешало силовикам ОМОНа провести обыск в ее квартире 5 ноября 2020 года.
В 2017 году Багинская была награждена памятным знаком Виктора Ивашкевича, а в 2018 стала первым лауреатом медали имени Сергея Ханженкова (1942—2016), политического заключённого советского режима 1960-70-х.
«Мы упрямо должны протестовать мирно. Это называется гражданское неповиновение. Если у вас нет сил, сидите дома, не ходите никуда, но будьте готовы, что рано или поздно они придут к вам домой убивать вас, и на этот случай готовьте все, что есть у вас дома – вилы, косы, ножи, дрыны. Я лично не положу голову на плаху, а возьму в руки оружие»
Общая сумма незаконных штрафов нашей героини составляет 17 тысяч долларов, исполнительные органы высчитывают 50% из ее небольшой пенсии. Сама Нина шутит, что ей нужно жить до 120 лет, чтобы выплатить такую неподъёмную сумму, чего «Наш Дом», собственно, и желает несломленной и свободной Нине Григорьевне! С юбилеем, паважаная спадарыня!