Впереди самое чудесное время года – Рождество и новогодние праздники. Во всем мире украшают елки, витрины магазинов, готовят подарки. Люди составляют итоги года и цели на следующий. В Беларуси уже второй Новый год пройдет под масштабными репрессиями и страхом. На этой неделе мы расскажем о том, как нелегитимное государство, будто Гринч из знаменитого мультика, отбирает у беларусов праздник, превращая его в идеологию и политику.
Главный символ новогоднего торжества – это, конечно же, елка. И если вы представляете себе дерево, которое сияет разноцветными огоньками и блестит шариками, то забудьте. В Беларуси уже который год даже елочные украшения имеют идеологический подтекст. Ничего белого в сочетании с красным, никаких намеков на протест или хоть малейшее несогласие с политикой режима. О качестве и эстетичности получившегося никто не заботится. В этом мы убедились, увидев фотографии новогодних елок в разных городах Беларуси.
А тем временем беларусы украшают свои дома и окна в бело-красно-белые цвета. Правда, за это можно получить штраф и сутки заключения. В декабре прошлого года в Скиделе задержали 26-летнюю девушку, которая нарисовала граффити: аистов, новогоднюю елку с надписью «Жыве Беларусь», национальный герб «Погоня» – на нескольких остановках в городе и Гродненском районе. Дома у подозреваемой во время обыска милиция нашла трафарет и краски. Девушке предъявили обвинения в порче имущества (статья 218 УК).
А в начале этого года беларусские правоохранители стали привлекать людей к ответственности за бело-красно-белые украшения. 14 января 2021 года в стране был принят новый Кодекс об административных правонарушениях. В нем ужесточилось наказание за вывешенные на окнах бело-красно-белые флаги. Но беларусов начали штрафовать не только за флаги, но и за все, что только сочетало белый и красный цвета: пледы, коробки от телевизоров и новогодние украшения. 19 марта 2021 года суд Советского района Минска дал 52-летнему минчанину Игорю Лемешеву 15 суток. Три красно-белых сердечка, которые он наклеил на окно своей квартиры, расценили как несанкционированный пикет. Игорь Лемешев рассказал, что смастерил и приклеил эти сердечки вместе с детьми на Новый год и решил не снимать. На суде у мужчины спросили, почему они не вырезали зеленые сердечки. На что Игорь Лемешев ответил, что красное сердечко – это нормально.
Минчанка Екатерина на Новый год тоже украсила свое окно белыми и красными снежинками. «Бумеранг» от силовиков прилетел ей за это в мае 2021 года – к тому моменту Екатерина была на шестом месяце беременности. Милиция пришла за ней в шесть часов утра и несколько часов возила по городу. Из-за этого Екатерина не смогла поесть и принять дорогие таблетки, которые нужно пить в установленное время. В отделении милиции на девушку составили протокол по статье 24.23 КоАП за несанкционированное мероприятие, после чего отпустили домой. У нее спросили, получала ли она разрешение на пикетирование, на что девушка удивилась, что на новогодние украшения нужно получать разрешение. Екатерину оштрафовали на 2900 рублей.
Тогда же за новогодние украшения задержали и 34-летнего Владимира Полуяна. Мужчина повесил на окно белые и оранжевые снежинки. В протоколе сотрудники ОБЭП написали, что Владимир «с целью публичного высказывания своих общественно-политических взглядов провел пикетирование путем размещения на окне снежинок бчб-раскраски, чем умышленно нарушил Закон о массовых мероприятиях». В суде мужчину приговорили к 10 суткам административного ареста.
Второй год новогодние праздники в Беларуси омрачаются трагическими событиями в стране и осознанием, что многие проведут эти дни вдали от дома: в других странах, в колониях, СИЗО и ЦИП на Окрестина. Беларусь, к сожалению, превратилась в страну, где нет места для радости, для рождественских чудес. Красно-зеленая иллюминация, столь ненавистная многим беларусам, только подчеркивает это, ведь получается, что даже в праздники вмешивается необходимость поддерживать Лукашенко. Но мы точно знаем, что все беларусы не перестают верить в лучшее – перемены в стране – и загадают это желание за праздничным столом.