Около 6 процентов беларусов – инвалиды, сообщает Министерство труда и соцзащиты. Легкие арифметические действия позволяют вычислить, что их в стране примерно 558 тысяч, что сравнимо с населением Гомеля, Добруша и Ветки вместе взятых. Инвалиды ежедневно сталкиваются с отсутствием пандусов, парковочных мест, тяжелой дорогой из дома на улицу по лестнице в домах без лифта, борьбой за медобслуживание. И это еще далеко не полный список препятствий. 3 декабря в Беларуси отмечается День инвалидов. И мы расскажем, как государство «заботится» о них.

Беларусские инвалиды детства и инвалиды I группы (то есть люди с тяжелыми заболеваниями) получают пенсию в 316 рублей. Инвалидам II группы везет меньше – их пенсия составляет от 244 до 273 рублей. Инвалидам III группы выплачивают всего 216 рублей в месяц. Это почти в два раза меньше минимальной зарплаты, составляющей 417 рублей. Очень часто такие люди живут с родителями или сестрами и братьями, которые увольняются с работы и берут на себя уход и присмотр за родственником. За это от государства тоже полагается пособие – 288 рублей. Получается, два человека, один из которых болен, вынуждены жить примерно на 604 рубля в месяц. Это значение ниже официальной средней зарплаты в самых бедных регионах страны. Можно ли прожить на такие деньги, например, в Минске, где средний доход выше минимум в два раза? Ответ очевиден. Именно поэтому даже инвалиды I степени с сохраненным интеллектом ищут способы подработки дистанционно (программистом, администратором соцсетей, копирайтером, дизайнером) или на предприятиях, где их готовы принять на работу.

Много ли в Беларуси предприятий, готовых трудоустроить человека с инвалидностью? К сожалению, нет. Одним из первых предоставил вакансии для людей с умственной отсталостью отель Renaissance Minsk, руководитель которого приехал из Дании. С подбором персонала помогла Беларусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Отель подошел к приему нового сотрудника ответственно – провел тренинг для работников, подсказал, как помочь новичку влиться в коллектив. Там начал карьеру 23-летний Василий Павликов – сейчас парень с синдромом Дауна руководит кофейней «Инклюзивный бариста» и принимает на работу сотрудников с инвалидностью. В августе 2021 года в команде заведения их было 10 человек, и они получали около 50 рублей в день.

При Беларусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам есть предприятия, которые позволяют людям с инвалидностью получить рабочее место. Однако такие места есть всего в пяти городах: Лунинце, Столине, Минске, Новополоцке и Барани. Предприятия товарищества инвалидов по зрению работают в Минске и областных центрах, а также в Слуцке, Молодечно и Пинске. Инвалидов по слуху готовы взять на фирмы в Минске, областных центрах, а также в Орше, Барановичах и Бобруйске. Свои предприятия есть и у Беларусского общества инвалидов – по два-три в области. Повезло жителям Минщины и Гродненщины – у них есть возможность работать на пяти и шести предприятиях соответственно. Но они тоже размещены далеко не в каждом районе. Да и на высокую зарплату там рассчитывать не приходится – только на скромную прибавку к пенсии. К тому же, у работников с инвалидностью, как правило, сокращенный рабочий день.

Куда сложнее приходится людям, вынужденным передвигаться на коляске. Даже если они найдут рабочее место, то, чтобы до него добраться, им придется пройти целую полосу препятствий. Пандусы, бордюры, общественный транспорт, лестницы, неровный асфальт – примерно так выглядит этот «квест». «Наш Дом» не раз обращал внимание на это. В 2015 году у почтового отделения связи №35 в Гомеле стараниями наших активистов появились пандус и поручень. Письмо с соответствующей просьбой поступило в администрацию Железнодорожного района областного центра от нашей организации. В 2017 году активисты «Нашего Дома» отправили электронное обращение в Слуцкий райисполком по поводу высоких бортовых камней на пешеходном переходе напротив двух домов по улице Богдановича. Результат появился уже спустя месяц. Работники Слуцкого ЖКХ заменили бордюры на более низкие, тем самым повысив удобство дорог в городе для инвалидов. А в Бобруйске мы провели перфоманс под названием «Бордюр как Эверест», чтобы показать, как тяжело людям с инвалидностью перемещаться по городу.

Ненамного лучше обстоят дела и с медобслуживанием инвалидов. Чтобы доехать до больницы или поликлиники, им нужно социальное такси, но такой услугой можно воспользоваться далеко не во всех регионах. В 2017 году журналисты обзвонили несколько центров социального обслуживания населения – и пришли к неутешительным выводам. В Жлобинском районе не было финансов решить этот вопрос, в Бешенковичском посчитали, что такой потребности нет, а значит, и услуга социального такси не нужна, в Гомеле транспортом могут пользоваться только инвалиды I группы, в Московском районе Бреста машина для этого была всего одна, и на всех людей с инвалидностью ее не хватало. Социальное такси в Славгороде, на котором тяжелобольные люди добираются в Могилев, выполняет функции грузоперевозки и добирается в Могилев полтора часа, что гораздо медленнее, чем на общественном транспорте. А в поликлиниках и больницах их ждут те же проблемы, что и обычных беларусов: хамское отношение, очереди, изматывающие процедуры.

В 2020 году инвалиды, как и многие другие беларусы, высказали недовольство нелегитимной властью. 15 октября 2020 года состоялся первый марш инвалидов. 43-летний Евгений, участник акции, пережил пересадку сердца. В августе 2020 года он вышел из маршрутки и был задержан. Ему повредили руку, после чего ее функции ухудшились. 33-летняя Александра в результате пожара осталась без рук. Ее тоже не раз задерживали на акциях, ей пришлось убегать от ОМОНа и кашлять от слезоточивого газа. 71-летняя Людмила во время августовских протестов ударила своей тростью силовиков, которые напали на девушку. Ее задержали и дали штраф около 100 долларов. 40-летняя Алеся с проблемами опорно-двигательного аппарата призналась, что не чувствует себя полноценным человеком в обществе: «Должны учитываться и наши интересы. Прожить на пенсию в 300 рублей (около 150$) нереально. У нас нет возможности работать, нас везде отшвыривают. Даже если частник захочет взять на работу человека с инвалидностью, то столкнется с кучей препятствий и бумажек».

Как следствие, инвалиды стали для нелегитимного государства врагами, и оно атаковало созданные ими структуры, а также начало арестовывать их и приговаривать к лишению свободы. 21 января 2021 года в организации «Офис по правам людей с инвалидностью» прошел обыск. Финансовая милиция провела его в связи с «возможным неправомерным завладением деньгами, полученными в виде благотворительных взносов и международной помощи для оказания правовой помощи гражданам Беларуси с инвалидностью». 3 февраля 2021 года руководитель Офиса Сергей Дроздовский (инвалид-колясочник) и юрист организации Олег Граблевский были арестованы. Сергею пришлось выдержатьизнуряющий семичасовой допрос, а юрисконсультанта Граблевского заставили раздеться догола во время допроса. Они провели в тюрьме почти полгода – их освободили только 31 июля под личное поручительство.

20 мая 2021 года Брестский областной приговорил известного активиста из Барановичей Владимира Гундаря, инвалида II группы, к трем годам лишения свободы. Владимир проходил по «делу Автуховича» и был подозреваемым по статье 289 УК (акт терроризма). Во время обыска в его доме он якобы угрожал следователям и разбил свой мобильный телефон. За это его и осудили, однако вину он не признал. Несколько месяцев Владимир Гундарь провел в СИЗО КГБ. Сотрудники тюрьмы практически изолировали его от мира, а в камере даже заставляли снять протез с ноги.

26 июля 2021 года было ликвидировано социально-благотворительное спортивное учреждение «Крылья Ангелов». Они занимались социальной реабилитацией детей и взрослых с инвалидностью. Организация помогала присоединиться к пробежкам, велопрогулкам, туристическим походам людям с инвалидностью. Команда поддерживала участие во всевозможных турнирах и забегах. «Мы не совершали ничего противоправного, к нам не было никаких претензий, нас ни о чем не информировали, мы не знаем, с чем связано такое решение властей, но оно принято без нас и, видимо, это просто так не пройдет. Нам очень жаль говорить о том, что наши планы, вероятно, тоже будут нарушены. Тем более жаль говорить о том, что будут нарушены и наши обязательства», – написали представители команды в социальных сетях.

1 сентября 2021 года к двум годам лишения свободы приговорили 30-летнего Дмитрия Заломского, инвалида по слуху, глухонемого. Его судили за «оскорбление главы государства, представителя власти и угрозу насилием в отношении судьи». До этого, с февраля 2021 года, у Дмитрия проходили обыски, у него забрали компьютер и телефон. Скорее всего, сообщения он оставлял в закрытом чате предприятия «ВИПРА», где работал наладчиком. Однако что именно он писал, никто не знает, ведь общаться со слабослышащим человеком очень трудно, хотя у Дмитрия был слуховой аппарат. Его забрали в зале суда, когда мужчину взяли под стражу.

Жизнь инвалидов в Беларуси на порядок хуже жизни их сверстников в странах Европейского Союза. Там для людей с инвалидностью открыты концерты, клубы, кафе, им можно заниматься спортом, получать образование и качественную медицинскую помощь, путешествовать, развиваться в любых сферах. В Беларуси же люди с инвалидностью проводят жизнь запертыми в четырех стенах – речь не идет не то что об интеграции в общество, но и о простых прогулках в парке или дворе. Мы очень надеемся, что в Беларуси без Лукашенко все люди будут действительно равными – не на бумаге, а на самом деле.

Exit mobile version