К сожалению, далеко не все семейные и бытовые конфликты заканчиваются благополучно. Пока государство ограничивается временным арестом деспотов и разговорами с ними, женщины получают тяжелые травмы от них – вплоть до переломов, разрывов и даже смерти. В 2020 году в Беларуси было возбуждено 292 уголовных дела по факту причинения тяжких телесных повреждений и убийств на почве домашнего насилия. Наш сегодняшний материал посвящен всем тем, кого не удалось спасти от тирана в доме.
Смерть от домашнего насилия в Беларуси совсем не редкость. В ноябре 2013 года житель Гомеля, слесарь местного предприятия, в течение трех дней избивал свою жену, после чего она умерла. Муж нанес жене 105 ударов: бил кулаками, металлической ножкой от стула, металлической частью от пылесоса, оторвал уши. Соседи и взрослая дочь погибшей рассказали, что мужчина и ранее бил супругу. Женщина неоднократно ходила с синяками, но в милицию не обращалась. На суде мужчина полностью отрицал свою вину и говорил, что ударил жену лишь один раз, бросив ей в спину табуретку за то, что не приготовила ему поесть.
10 августа 2016 года от рук собственного мужа погибла 59-летняя предпринимательница из Фаниполя Любовь Ткачева. Муж, 67-летний пенсионер, приехал в одну из торговых точек, принадлежавших Любови, чтобы передать ей деньги. У супругов разгорелась ссора, в ходе которой обиженный мужчина напал на бывшую жену и начал колоть ее складным ножом, пока не выместил ярость. Он нанес ей около 40 ранений – женщина скончалась. Оказалось, это был далеко не первый конфликт супругов и далеко не первое избиение. Муж постоянно истязал супругу, а когда она ушла от него, стал преследовать. Любовь обращалась в милицию, но за угрозы агрессивного пенсионера ждала лишь административная ответственность. Впрочем, дочь погибшей рассказала, что, когда мать писала заявления на супруга, его даже не задерживали, только проводили профилактические беседы.
В начале ноября 2016 года 28-летняя жительница Кобрина, мать троих сыновей, ушла из дома и пропала. Родители забили тревогу, когда дочь не вышла на связь и не отвела детей в сад. Бывший муж женщины, с которым она продолжала делить жилплощадь, рассказал, что не знает, где находится жена, что она накануне отправила ему SMS-ку и сообщила, что они расстаются, а также попросила не искать ее. Но следствие выяснило: мужчина сам задушил жену, вывез на автомобиле в лес и закопал там. К слову, и эта семья среди соседей считалась благополучной: она работала в кафе местной школы, он ездил на заработки в Россию. Только близкие знали, что муж устраивал с ней скандалы и причинял побои. Он сильно избил ее в тот день, когда она сказала, что хочет уйти от него.
В июле 2017 года житель Жлобинского района, ранее неоднократно замеченный в домашнем насилии, избил до смерти беременную жену. До этого женщина дважды попадала в больницу с синяками и травмами, но говорила, что упала с лестницы в своем подъезде и ударилась лицом о ступени. В милицию она не обращалась, потому что не хотела привлекать мужа к ответственности. Известно, что мужчина злоупотреблял спиртным, привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Жена не хотела от него уходить – говорила, что любит, что знала, кого выбирала. В декабре 2015 года мужа осудили за то, что в ссоре он снова поколотил жену и даже разбил о ее голову стеклянную бутылку, – агрессор отделался одним штрафом. И вот результат – трагедия, в результате которой беременная женщина умерла на месте происшествия.
В декабре 2018 года в деревне Чачково Минского района муж убил тесаком жену. Женщине было всего 33 года. Оказалось, между мужем и женой произошел конфликт на почве ревности. В результате он нанес супруге колото-резаные раны, а на следующий день написал о совершенном преступлении знакомому, который и сообщил в милицию.
В октябре 2019 года житель деревни Мадейки Зельвенского района на почве внезапно возникшей агрессии решил наказать трехлетнюю дочь, которая не слушалась его. Он более 30 раз ударил девочку руками, ногами и черенком веника по голове, туловищу и конечностям. Этот случай был не в первый раз: в период с 12 по 18 октября 2019 года 25-летний сельчанин систематически бил своих маленьких дочерей. Девочкам было по три и четыре года. После побоев трехлетняя малышка умерла в больнице через два дня. На суде домашний тиран не признал свою вину. Мужчину приговорили к 25 годам лишения свободы.
Когда родилась Лагерта, Роман не отходил от нее ни на шаг и упрекал жену в том, что она не умеет ухаживать за малышкой. Карина буквально перестала чувствовать себя матерью. За месяц до трагедии она решила навсегда порвать с Ромой, несмотря на 12 лет отношений. Но сохранила за отцом право видеться с ребенком. В тот злополучный день она оставила малышку с папой и уехала по делам. Роман прислал ей фото с Лагертой и собакой – а спустя час выбросил их из окна, а затем прыгнул сам. В крови у мужчины было два промилле алкоголя. Отметим, что в милиции Карине сказали, что она может быть подозреваемой по статье «доведение до самоубийства»
«Бывало, идем домой, а она дрожит перед дверью и не хочет заходить в квартиру. Домашняя была, хозяйственная, вот только недавно окна мыла, а он ее бил, если где-то тряпка не так лежит. На людях не показывала, что у нее какие-то проблемы в семье, только когда ко мне приходила в гости, жаловалась», – не смогла сдержать эмоций близкая подруга Светланы.
В июле 2021 года в Витебске 32-летний мужчина взял кухонный нож и ударил им 31-летнюю супругу и их дочь, а затем скрылся с места происшествия. Мама девочки вызвала скорую, а вот ребенка спасти не удалось – месячная малышка умерла. В момент совершения акта насилия житель Витебска был пьян.
Всех этих страшных трагедий могло бы не быть, если бы государство принимало достаточные меры для наказания домашних тиранов. Если бы милиция реагировала на вызовы о семейных скандалах, а органы опеки не забирали детей у жертв домашнего насилия. Если бы преступников изолировали, а не говорили, что это в наших славянских традициях. Только подумайте, сколько женщин и детей остались бы в живых…