Животные в Беларуси нуждаются в защите едва ли не больше, чем люди. Политзаключенные проходят через пытки в тюрьмах, а собаки и коты – в пунктах временного содержания, на улицах и даже в собственных семьях. Положение животных привлекло внимание не только волонтеров, но и правозащитных организаций. «Наш Дом» также включился в борьбу за права братьев наших меньших.
Беззащитным четвероногим мы посвятили целую кампанию, однако и до этого не раз затрагивали тему защиты животных. Так, в 2013 году мы написали о сотруднице сельхозпредприятия в Волковысском районе, которая пожаловалась на мор сельскохозяйственных животных на ферме. Звонок поступил председателю Гродненского облисполкома Семену Шапиро – женщина рассказала о том, что на предприятии начался большой мор скота, который списывается на работников. Вместо того чтобы похоронить погибших коров, предприятие создало свалку трупов, даже не вытащив из ушей чипы. В деревню приехала комиссия, однако фактов мора, по их словам, не было обнаружено. В результате женщину уволили.
В том же году мы подняли вопрос уничтожения в Беларуси всех диких кабанов. Такое предложение поступило от директора Института экспериментальной ветеринарии Анатолия Гусева. Он заявил, что пока в лесах живут дикие кабаны, будет существовать опасность африканской чумы свиней. В результате за один месяц в Могилевской области уничтожили 10 процентов диких кабанов, отстрел разрешили в Витебской области, а заместитель премьер-министра разрешил охотиться на диких кабанов без ограничения.
А в 2018 году в МЦГИ «Наш Дом» началась масштабная кампания «Мы с тобой в одном доме». Активисты создали петицию, в которой заявили, что Беларусь должна присоединиться к европейским Конвенциям по защите животных, изменить статус животного как имущества человека и принять закон «О защите животных» с учётом мнения зоозащитников и стандартов гуманного общества. Координаторкой кампании стала Ольга Майорова, активистка и зоозащитница, а сейчас – политзаключенная. Во вступительном материале кампании она рассказала, какие проблемы в обращении с животными есть в законодательстве Беларуси. Так, только в 2015 году Уголовный кодекс был дополнен статьей о наказании за жестокое обращение с животными – а до этого за подобные действия можно было отделаться штрафом. В 2016 году на рассмотрение в Палату представителей поступил законопроект «Об обращении с животными», разработанный Министерством жилищно-коммунального хозяйства и поэтому напоминающий закон «Об обращении с отходами». При этом в Беларуси не было никаких организаций, контролирующих использование животных в цирках и лабораториях.
«Если подготовкой закона занимается то ведомство, которое и будет главным исполнителем, неизбежно лоббируются внутриведомственные интересы. Например, это уже явно проявляется в отсутствии регулирующего раздела «Отлов животных» и в ограничении прав гражданского общества по контролю над деятельностью государственных учреждений (приютов, пунктов содержания и т. д.). И, хотя к разработке законопроекта и привлекались представители зоозащитного движения, их предложения и замечания фактически были отброшены. Власть, как часто это бывает, создала иллюзию уважения мнения гражданского общества, а потом благополучно его проигнорировала», – отметила Ольга Майорова.
По законопроекту, волонтерам предлагалось запретить контролировать деятельность приютов и пунктов временного содержания животных, вмешиваться в работу организаций, которые занимаются отловом собак и кошек. И вишенка на торте – «Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области обращения с животными и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим законом и иными законодательными актами».
Также Ольгу Майорову возмутило отсутствие в законе пункта об обязательном чипировании животных. А ведь из-за этого нерадивого хозяина, который выбросил собаку на улицу за погрызенный тапок, нельзя будет привлечь к ответственности. Также законопроект не разрешает оставлять собаку у магазина, если хозяин во время прогулки решил зайти за хлебом на пять минут. О том, чтобы зайти в кафе с собакой, и речи быть не может. Согласно законопроекту, на хозяина можно составить протокол, если собака залает с 23.00 до 7.00 утра. Несмотря на абсурдные запреты, за скобками опыты над животными, использование их в индустрии развлечений, проблемы стерилизации, правила выгула собак и многие другие проблемы.
Вопрос уничтожения бездомных животных подняла жительница Орши Юлия Малышева. 21 марта 2018 года она с шестью волонтерами пошла на автобазу, где животные жили в неподобающих условиях. Увиденное настолько поразило ее, что она стала снимать происходящее на телефон. Ее задержали. Суд заставил Юлию выплатить штраф за незаконное проникновение на охраняемый объект. Отметим, что в своем решении суд назвал Юлию Малышеву журналистом, хотя она им не является, – и девушку наказали еще и штрафом за незаконное изготовление и распространение продукции СМИ. Общий размер выплаты достиг 1058 рублей (почти 530 долларов на 2018 год). «Наш Дом» поддержал Юлию на суде.
В том же 2018 году мы собрали первую в стране конференцию зоозащитных организаций и волонтеров. Это было нужно, чтобы объединить беларусских зоозащитников и определить цели, по которым волонтеры будут сотрудничать с государством в области защиты животных. Мы предложили депутатам парламента провести круглые столы и семинары по этой теме, дискуссии в СМИ и на телевидении, кампании социальной рекламы, разработать образовательные программы для детей и взрослых. В декабре 2018 года мы организовали Первый всебеларусский съезд зоозащитников. Он был нужен для выработки общей стратегии работы и определения возможных форм совместной работы по проблеме животных. Главной целью было сделать Беларусь более комфортной и безопасной для всех, кто её населяет.
За время пандемии коронавируса, выборов и последующих репрессий забота о животных отошла на второй план. Однако в этой войне четвероногие друзья человека тоже страдают, оставаясь без хозяев и волонтеров, которые могут помочь. Вдобавок, они не способны позаботиться о себе самостоятельно и просто погибнут без людей. Поэтому «Наш Дом» возобновляет борьбу за права братьев наших меньших, а заодно и за тех, кто заботится о них.