Встречи с людьми, жизнь которых полна интересных воспоминаний, всегда особенные. В одном из голосовых чатов мы встречались с Андрюсом Дарялой, режиссёром Русского драматического театра Литвы. Текстовую версию нашей беседы сегодня мы и представляем для вас.
Мой прадед принимал участие в сопротивлении, был партизаном. Он имел свой хутор, где росла его семья. С приходом советской власти первые, кто попали под репрессии, оказались все госслужащие: учителя, почтальоны, полицейские, вся интеллигенция. Мои родственники были высланы уже в другую волну, первая из которых была в 40-ом году. На тот момент в Литве проживало около двух миллионов человек, и каждый десятый либо был выслан, либо попал в лагеря.
Поселок в Сибири, в котором мы жили, был большой, около 4000 жителей, а соседи у нас были и латыши, и эстонцы и даже было пять хат, которые называли Беларусью. Мы ходили друг другу в гости, отец брал меня в баню «по-черному». У меня были соседи из Гродно, поэтому это очень интересно получилось, что сейчас я как раз работаю с ребятами из Гродно. Рядом был посёлок, где жили понтийские греки, которые были высланы с побережья Краснодарского края. Немцы, поляки, украинцы, ну и русские, конечно, тоже были. Эти деревни шли одна за другой…
Может, мне повезло, что наше детство проходило достаточно весело, потому что мы каждый год кого-то хоронили: то Брежнева, то Черненко, то Андропова. И сначала я поступил не в театральный вуз, а поступил в педагогический на исторический факультет. Это был 94 год и обо всём начинали говорить, много открывали документов, хоть потом это все прекратилось, к сожалению.
И все это привело в итоге к тому, что есть целые поколения, которые не могут принять несправедливость. А есть люди, которые поддерживают репрессии, КГБ, ГУЛАГ, но они действительно по-другому жили. И обязательно нужно понимать, что у того, что на сегодняшний день происходит, есть свои корни.
Надо это пережить, потому что всё-таки на нашей стороне правда, и надо думать о том, что оставить потом детям. Я прекрасно понимаю людей, которые протестуют против того, что происходит, но я никогда не приму, не пойму людей, которые поддерживают репрессии. И откуда это тянется, где этот раскол произошёл? Все это потому, что действительно до конца не поговорили о том, кто такие большевики, коммунисты и так далее, и что они сделали с людьми, что до сих пор возможно, что один человек, представитель того же народа, бьёт, убивает другого. Я думаю, это оттуда тянется. Действительно душа болит за то, что это тянется больше года. За этот год русский драматический театр Литвы выпустил совместный спектакль с беларусскими актёрами «Дыхаем разам», который был показан по национальному телевидению и принимал участие на фестивалях.
ВОПРОСЫ
Согласны ли вы с утверждением, что коммунизм — зло и в Новой Беларуси его надо запретить?
Абсолютно согласен. Это нужно делать обязательно и не только в Беларуси. Это невероятно подлючая идеология в плане управления людьми, основанная на лжи, противопоставлении и контроле. Вот это мелочи, о которых никто никогда не задумывался. Образование Советского Союза — большая геополитическая катастрофа, это просто противоестественный организм. Советский человек всегда должен умереть за что-то, во имя какой-то идеи. Почему люди не могут жить за что-то, а только умирать? Притом даже контроль продуктов породил страшную машину, когда люди становились палачами в НКВД за еду. Они же не получали деньгами — они получали едой: колбасой, хлебом, ещё чем-то — и за этот набор людей убивали.
И посмотрите, как часто любят говорить про какой-то менталитет народа, объясняя им все беды. Вот пример: разделили Корею на Северную и Южную. Какой тут менталитет? У одних самая передовая работа, техника, электроника и прочее, а другие «хрен без соли доедают». А это, между прочим, один народ, просто идеология разная: у одних коммунизм, а у других свободный рынок, капитализм.
А в Беларуси нужно просто открыть архивы и в конце концов рассказать, сколько зла причинили коммунисты на той же территории Беларуси.
Какое место в культуре занимает язык, если вообще между ними связь? И если есть, то может ли быть культура без языка?
Да, язык обязательно нужен. Это очень важно, и когда я услышал про эти гонения именно за язык, что человека могут задержать за то, что он говорит на беларусском языке — это просто оккупационный режим. Как это человек с Беларуси не может говорить на беларусском языке? Он должен говорить на беларусском языке. Кстати, есть украинская поговорка: «Чем больше ты знаешь языков, тем больше ты человек». Можно знать много языков, но и свой язык знать надо обязательно. Я не живу в России, но при этом моя мама была учителем русского языка и литературы. И я сейчас наблюдаю такую вещь, что в Литве, в Беларуси, в Украине, в Польше люди говорят по-русски, составляют предложения, составляют мысли более грамотно, более качественно, чем в современной России. Это достаточно заметно по телевидению. По-моему, и в России есть такие же проблемы с языком, с каким-то интонациями, со всем на свете. Я думаю, что беларусские военруки пользуются русским языком, то они тоже не совсем по-русски говорят. Он красивее, чем его сейчас используют. А беларусский очень красивый язык. Мы с ребятами иногда поём беларусские песни.
Что беларусам надо сделать для реставрации этой сферы?
Первым делом, конечно, надо избавиться от источника тревожности, иначе она будет на вас давить. Уходите в спорт, уходите в книги, но не перетренируйтесь, не перечитайте до слепоты. Надо быть готовым, когда наступит день и вам этот спортзал пригодится. И просто надо знать свою культуру, знать свой язык, свою историю. Я действительно вижу этот конфликт поколений, когда появляются люди, которые уже совсем по-другому мыслят, которые ищут справедливость. Правда на нашей стороне. Не может такого быть, чтобы та энергия, которая копится, в конце концов куда-нибудь не вырвалась.
Главное, себя надо беречь ради будущего, чтобы без сил потом не остаться. А потом нужно будет заново страну отстраивать.