Все годы своего правления Лукашенко закрывал театры, избавлял Беларусь от школ искусств, сельских домов культуры, театров, концертных залов. Какие-то из зданий перестали быть пригодными, какие-то не угодили власти, а какие-то просто нужны были для продажи. «Наш Дом» не раз поднимал темы уничтожения заведений, закрытия культурных хабов и пространств. Вспоминаем, как мы мешали их ликвидации.
Беларусское государство не заботится еще и об историко-культурных ценностях и памятниках. У зданий, где жили знаменитые деятели культуры, политики, ученые, отбирают статусы ценности, тем самым позволяя городским властям и обычным беларусам делать с ними все, что заблагорассудится: покупать, перестраивать, превращать в кафе, гостиницы и магазины. И защита таких зданий ложится на плечи негосударственных организаций. В 2013 году «Наш Дом» с грустью сообщил о том, что в Гомеле не удалось отстоять деревянное здание с уникальной резьбой по улице Волотовской, 17. Министерство культуры отказалось придать статус историко-культурной ценности знаменитому дому, где жила Ирина Паскевич и который представлял наибольший интерес среди деревянных строений Гомеля. При этом статус историко-культурной ценности был придан четырем домам по улице Парижской Коммуны, которым ничего не угрожало. Опасность ситуации заключалась в том, что дом могли снести, а на его месте возвести новый магазин или торговый центр.
С такой же проблемой столкнулся квартал в Могилеве: дома по улице Лазаренко перестали охраняться государством. «Наш Дом» отметил, что не все здания находятся в удовлетворительном состоянии, а часть из них уже невозможно восстановить, так как они признаны аварийными. Спасти историко-культурное наследие, по мнению городских властей, можно было только с помощью продажи инвесторам, однако далеко не все желали сохранять здания в первичном состоянии. Дома появились в Могилеве в начале ХХ века, однако это не помешало принять решение о перестройке их в торговый и бизнес-центр.
После выборов нелегитимная беларусская власть вернулась к практике уничтожения культурных учреждений и зданий. «Наш Дом» не мог не обратить на это внимание. 5 января 2021 года в Минске был закрыт без предварительного уведомления, за полчаса до начала спектакля Современного Художественного Театра культурный хаб «Ок-16». Несколько лет назад бывшие заводские цеха Минского завода Октябрьской революции выкупил «Белгазпромбанк» – здесь появились культурные пространства, кафе, залы для лекций и кинопросмотров. Минская публика любила проводить здесь время, да и власти арендовали помещения для проведения фестивалей «ТЕАРТ» и «Лістапад». Формальной причиной закрытия хаба стало предписание МЧС, однако наиболее вероятное основание – персона директора хаба Марии Колесниковой, которая с 7 сентября 2020 года является политзаключенной. В материале, посвященном «Ок-16», «Наш Дом» осудил закрытие пространства и выразил солидарность с руководством арт-площадки и всеми деятелями культуры, работавшими на ней.
К Международному дню памятников и исторических мест «Наш Дом» подготовил обзор о том, как в Беларуси разрушаются историко-культурные ценности. В стране их более 5,5 тысяч, они есть в каждом районе, однако для их сохранения, как мы уже писали, не делается почти ничего. Забота о памятниках и исторических местах ложится на плечи меценатов и просто неравнодушных беларусов. В обзоре мы упомянули истории нескольких достопримечательностей. Это дворец в Наровле, которому более 200 лет и который выкупил писатель Андрусь Горват, каплица рода Ожешко в Дрогичинском районе, где знаменитая беларуска Элиза Ожешко прятала генерала Ромуальда Траугутта, Ошмянская синагога, ради спасения которой «Наш Дом» подготовил свой собственный план.
В апреле 2021 года Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей рассказал, что санкции угрожают существованию гражданского общества в Беларуси. «Ни к чему хорошему это не приведет. Более того, это приведет однозначно, если дальше будет нагнетаться ситуация, к тому, что не будет того гражданского общества, о котором так пекутся наши европейские партнеры», – заявил он. 13 июля 2021 года Лукашенко на встрече с Путиным заявил: «Эти мерзопакостные 1,5 тысячи НКО… Чем они занимались, понятно. Они финансировались извне. А мы все думали: ну ладно, это же демократия, давайте будем говорить, сотрудничать. Вот и получили соответствующие результаты». Как итог, в июле 2021 года в Беларуси началось уничтожение негосударственных организаций. 22 июля 2021 года стало известно о закрытии более 40 из них. Среди них – и культурные формирования: информационно-культурный центр «ИнициАрт», «Арт Сядзiба», четыре культурно-просветительских учреждения, Мастерская социального кино и другие. Полный перечень появился на сайте МЦГИ «Наш Дом».
К сожалению, на этом ликвидация беларусской культуры не заканчивается. Нелегитимный узурпатор не останавливается ни перед чем – ему нужно заставить беларусов молчать, рабски трудиться и поддерживать курс власти. Мы очень надеемся, что этот период беларусской истории закончится как можно скорее, и мы сможем восстановить все, что разрушил сумасшедший диктатор.