На прошлой неделе мы встречались в голосовом чате с Юозасом Баршкиетисом — бывшим офицером литовской армии. Тема нашей дискуссии была весьма актуальна для Беларуси: Юозас делился опытом победы демократии в Литве 30 лет назад. А любой положительный опыт очень важен сейчас для нашей страны и людей. Многие наши соседи прошли трудный путь становления демократического общества и избавления от последствий диктатур и пропаганды. И эти опытом необходимо обязательно пользоваться.
Сегодня вы можете ознакомиться с выдержками из дискуссии, мнением нашего спикера по различным вопросам и проблемам, а также его собственной дороги в новую демократическую Литву. Дороги сложной, на которой в любой момент можно было оступиться. Но, как показала история, Литва не сдалась, потому что не сдались в первую очередь литовцы.
Чтобы бороться за свой народ, человек должен быть очень мотивирован. С самого детства на людей в Литве, как и в любой республике СССР, шла коммунистическая пропаганда, поэтому я благодарен своей матери, что она ничего от меня не скрывала и рассказывала всё как есть. Уже в 15 лет я понял, что ненавижу этот строй и буду всеми силами бороться за свободу своего народа. Меня очень впечатлил случай, когда 19-ти летний парень сжег себя за свободу Литвы. И очень многих это впечатлило. Из-за волнений даже отменили женский чемпионат по баскетболу, чтобы иностранцы не узнали, что случилось. Когда начали ходить искать участников этих событий, нам пришлось с другом бежать на север.
В России мне удалось познакомиться с одним руководителем антикоммунистической организации Демократический союз. Они понимали, что, чтобы победить режим коммунистов, должны восстать все народы. И потом созданный в 1988 году перестроечный союз, изначально цель которого была помочь провести перестройку, после осознания того, что без свободы ничего не может быть, принял решение бороться только за независимость. Все, кто был способен аргументированно мыслить, понимали, что если не освободимся, то другого шанса быть не может. Таких людей старательно уничтожали коммунисты, поэтому в Литве открытых сторонников свободы было мало: из 3,8 миллионов активно участвовало в продвижении этой цели примерно полмиллиона.
Когда я со своими друзьями вернулся из России в Литву, то мы сразу начали готовиться к восстанию, потому что не верили, что удастся легко освободиться. Когда после 13 января 1991 года оккупанты заняли Дом печати, телевизионную башню, радио, у нас остался единственный бастион – парламент. Вот туда мы и привезли достаточное количество оружия из своих заготовленных складов. Всю весну, всё лето, даже зимой на ночь территория постоянно минировалась, потому что мы знали, что будет атака против нашего парламента. Но мы были готовы защищаться. Кроме этого, большое количество гранат мы развезли по районам Вильнюса, чтобы если парламент будет взят, то по всему городу с крыш домов сбрасывать гранаты, как только появятся оккупанты. И после 13 января мы выкопали подземный тоннель метров на 15, чтобы включиться в подземные коммуникации города. Во время путча приготовили авиационные бомбы, чтобы, если войдут в парламент, остались только руины и весь мир увидел, что мы сопротивлялись.
После обретения независимости трудностей было не мало. Россия после появления нашей независимости начала экономическую блокаду. Так же остались многие журналисты коммунистической системы, которые пытались дискредитировать демократов. Создавались коммерческие банки, заманивали процентами людей и, искусственно обанкротив банк, забирали деньги людей. Из-за безработицы многим пришлось уехать на Запад зарабатывать.
Вот тут стоит отметить, что Лукашенко взял власть, потому что Шушкевичу было трудно удержать ее. И здесь свою роль сыграла пропаганда. Пропаганда – очень сильное оружие. Разница между Беларусью и Литвой, что в Литве коммунисты в 1992 году вернулись к власти, а у вас в 1995. Обещать они, коммунисты, умеют, а выполнять никогда не будут. Они умеют только воровать и лгать.
Что касается перестройки, то это всё было, чтобы обмануть людей, обмануть западных лидеров, якобы здесь уже демократия. Но на самом деле эту программу начал готовить с 1977 года Юрий Андропов, председатель КГБ. Он дал задание Ленинградскому КГБ завербовать лучших студентов, чтобы создать дискуссионный клуб для перехода к свободному рынку. Андропов понимал, что приближается экономический крах и только свободный рынок может спасти. По этой программе всё природное богатство, всё, что создал народ, должно было перейти в руки коммунистической номенклатуры и высших чинов КГБ. И это они выполнили блестяще, так удачно обманули Запад, что Горбачеву премию дали как борцу за демократию.
Я помню, как в 1990 году 19 февраля у нас была конференция Саюдис. Приезжал один из руководителей Демократического союза и когда он узнал, что в Саюдисе есть и коммунисты, то он так и сказал: «У вас ничего не получится. Как вы в свои ряды могли взять этих красных тварей?». В общем-то он был прав. Единственное, мы смогли вступить в ЕС и НАТО. Но народ оставался нищим.
Если сравнивать ситуацию тогда в Литве и сегодня в Беларуси, то нам безусловно было лучше. У вас сейчас многое зависит только от армии, от генералов. Может найдётся человечный генерал, арестует Лукашенко и спасет народ. Но надо понимать, что дело не только в Лукашенко, у вас боле 200 000 коммунистической номенклатуры, которые не хотят потерять награбленное богатство и власть. Они боятся люстрации, поэтому если свергнут Лукашенко, то они постараются поставить второго похожего.