14 июля 1789 года разъяренная толпа французов ворвалась во внутренний двор тюрьмы Бастилия. Ненавистная многим темница, многовековой симол всевластия королей пала. Это событие, как считается, стало одним из центральных эпизодов великой французской революции, навсегда изменившей историю Франции и всего мира.
В этой связи в современой французской республике данное событие даже отмечается как национальный праздник.
О том, что произошло в тот жаркий летний день в нашей сегодняшней статье…
Бастилия была построена еще в далеком 1382 году. Изначально она должна была служить как крепость на подступах к столице, но вскоре стала выполнять функции тюрьмы, преимущественно для политических заключённых. За 400 лет среди узников Бастилии побывало немало знаменитых личностей. Для многих поколений французов крепость являлась символом неограниченной власти. Правад к моменту начала революционных событий тюрьма практически перестала использоваться.
Важные события в истории Франции начали разворачиваться в июне 1789 года, когда депутаты Генеральных штатов преимущественно от ущемляемого в правах третьего сословия объявили себя новым законодательным органом страны, представлявшим интересы всех французов – Национальным собранием. Тогда же они учредили комитет по выработке Конституции.
Весь сущесвующий политический режим французской монархии был поставлен под сомнение.
В ответ король стянул к Парижу верные ему войска, преимущественно состоящие из немецких и швейцарских наемников. Тогда же был отправлен в отставку и сочувствующий третьему сословию министр финансов, а также назначен новый решительный и преданный королю военный министр. Данные события вызвали беспокойство в рядах реформаторов и простых парижан, которые с надеждой ожидали перемен, связанных с работой Национального собрания.
Возмущенные люди начали собираться вокруг ораторов, выступающих с гневными речами. Один из них— Камиль Демулен, обратился к толпе со словами: «Граждане! Время не терпит… Сегодня вечером все швейцарские и немецкие войска выступят с Марсова поля, чтобы нас перерезать! Нам остается один путь к спасению — самим взяться за оружие! К оружию!». Слова Демулена были восприняты с шумным одобрением.
Крики «К оружию!» вскоре начали раздаваться по всему Парижу и его предместьям. Начались стычки с королевскими войсками.
Переломный момент наступил, когда полк французской гвардии, отказался подчиниться своим офицерам и вышел с оружием из бараков, объявив, что он вместе с народом. В это же время в городе фактически исчезла полиция. Тогда же стало понятно, что это не просто бунт, а революция, так как восставших поддержали депутаты парижских генеральных штатов и местные предприниматели. Народ ждал атаки королевских войск. Началось возведение баррикад, но не хватало вооружения. Толпе удалось захватить 32 000 ружей и пушки в Доме инвалидов, но пороха было недостаточно.
Восставшим казалось, что королевские войска окружили весь город. Особенно угрожающе выглядела крепость Бастилия, где местный комендант, выставил пушки в направлении города. Гарнизон крепости состоял только из 112 солдат. Парижские революционные власти тотчас послали известие с требованием снять пушки и не предпринимать никаких враждебных действий. У них не было серьёзных намерений брать тюрьму штурмом, они только хотели получить порох, находившийся в крепости, а также добиться отвода пушек.
Комендант принял посланников парижан и согласился убрать пушки. Не посольство долго не возвращалось с вестями и собравшиеся возле Бастилии начали волноваться. Двое из толпы вскарабкались на поднятый разводной мост отделявший тюрьму от города и сумели его опустить. Парижане ворвались во внутренний двор. В ответ гарнизон открыл огонь. Нападавшие потеряли 98 человек убитыми и 73 ранеными. Но к нападавшим вскоре подошло подкрепление, состоящее из бойцов национальной гвардии и самое главное несколько пушек.
Началась новая атака на тюрьму. После двух часов артиллерийской канонады над одной из башен Бастилии появился белый флаг, а защитники передали послание, что если обстрел продолжится, а «почетные условия» сдачи не будут приняты, то они взорвут весь порох и крепость соотвественно. Но нападавшие уже были полны решимости взять крепость несмотря ни на что и снова открыли огонь. Тогда защитники, наконец, опустили подъёмный мост. Толпа ворвалась во внутренний двор тюрьмы. Бастилия пала.
Когда королю Людовику XVI сообщили о парижских событиях и взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!». Находившийся тут же герцог Лианкур возразил: «Нет, государь, это революция!».
По сути взятие Бастилии, послужило началом первой французской революции, в корне изменившей весь облик страны. Саму же тюрьму по решению парижский муниципалитета снесли, а на пустыре поставили табличку с надписью «Отныне здесь танцуют». Из камней же Бастилии достроили мост, который по окончании строительства был переименован в мост Революции, а позднее — мост Согласия. В напоминание о революционных событиях на месте уничтоженной крепости спустя несколько десятилетий был воздвигнут памятный монумент.
Фото взяты из открытых источников.