Жизнь обычной пинской семьи Мовшук перевернулась 10 августа 2020 года. 44-летняя Елена и ее муж Сергей решили пойти в город. В ту же ночь их задержали – с тех пор Елена находится за решеткой. Ее младшие дети, 11-летняя Ангелина и 5-летняя Карина, попали в приют. Услышав приговор в суде – шесть лет лишения свободы – Елена написала в тетради: «Я повешусь».
Два дня после выборов, 9 и 10 августа 2020 года, в Пинске происходили столкновения между силовиками и протестующими. В первую ночь после так называемой победы Александра Лукашенко местные жители заблокировали здание Пинского районного исполнительного комитета и стали требовать честного подсчёта голосов. Навстречу им вышли силовики. Протестующие пытались договориться с ними и уговаривали сложить щиты, однако ОМОН взял их в кольцо. Тогда люди стали обороняться: в ход пошли камни, палки, доски от скамеек, тротуарная плитка. Среди мирных пинчан оказалась и Елена Мовшук.
Вечером 9 августа Сергей и Елена отправились в центр Пинска на площадь Ленина. Позже Сергей вспоминал: там собралось очень много людей, которые начали кричать «Ганьба!», «Уходи». Затем на толпу начали идти силовики – отступали мирные беларусы на маленькую улочку. Туда же побежали и Елена с Сергеем. Но скрыться не удалось: путь им преградили гаражи с забором с колючей проволокой. Перелезть забор Елена не смогла, и Сергей остался с женой на земле. Обоих задержали, но Сергея спустя 17 часов отпустили, а Елену – нет.
Выйдя из РОВД, мужчина стал узнавать информацию о жене. Однако что-то прояснилось лишь 14 августа 2020 года, спустя четыре дня пребывания в руках силовиков. И то, это удалось благодаря женщине, сидевшей с многодетной матерью в одной камере. Пинчанка рассказала: Елену к ним привели голую, босую и избитую. После изолятора в Пинске Елену перевезли в СИЗО в Барановичи.
«Меня на какой-то учет поставили, что я склонна к захвату администрации и проявлению агрессии… Ужас! Я плачу каждый день. Это бред какой-то. Я больше не могу, я даже и говорить этого не могу… Я сижу, а следователь меня никуда не дергает, и дела нет, и я не знаю, что происходит», – писала она мужу.
Оказавшись в СИЗО, Елена почувствовала на себе все прелести беларусской пенитенциарной системы. В камере она похудела, переболела, в письмах жаловалась на то, что у нее отнимаются ноги. Еду, признавалась политзаключенная, есть было невозможно, она выливала порции в унитаз.
В рамках уголовного дела по части 2 статьи 293 УК (массовые беспорядки), которое называют «пинским», кроме Елены и Сергея, задержали еще 12 пинчан. Всех их якобы опознали на видео, которое и стало главным доказательством обвинения. Посмотреть его в интернете невозможно – оно удалено. Потерпевшими по делу проходят 109 милиционеров, которым протестующие нанесли вред. 72 сотрудника органов внутренних дел потребовали в общей сумме 380 тысяч рублей компенсации за «моральные страдания», а именно потерю сна, аппетита, чувства страха, унижения, боли и стыда из-за пережитых событий.
Суд над фигурантами «пинского дела» начался 23 марта 2021 года. Елену Мовшук обвинили в том, что она 9 августа 2020 года замахивалась палкой на ОМОНовцев и била по щитам, что попало в кадр того самого видео. Елена не отрицает: да, ударила несколько раз, но лишь после того, как сама получила удар дубинкой. В письмах женщина подчеркивала, что хочет справедливости и готова ответить за то, что была на площади и давала отпор силовикам. Но не готова брать на себя ответственность за других людей, сговор с которыми ей приписали, ведь Елена их просто не знала.
Приговор по делу был вынесен 30 апреля 2021 года. Судья Евгений Бреган приговорил Елену к 6 годам колонии за якобы участие в массовых беспорядках. Ее не спасли даже раскаяние и просьбы о смягчении наказания, так как у нее есть несовершеннолетние дети. Ее муж Сергей получил 6,5 лет колонии усиленного режима. После оглашения срока Елена написала в тетради «Я повешусь» и показала залу.
Младшие дети Елены Мовшук не видели маму с момента ее ареста. За школьницей Ангелиной еще 17 сентября 2020 года приехали органы опеки и увезли в приют. На тот момент Сергей Мовшук еще был на свободе, но Ангелину оставить с ним не могли, основываясь на том, что он не ее родной отец. Потом девочку забрала к себе крестная мать. Ангелина постоянно говорит, что скучает по маме, и верит, что мама ничего преступного не совершала.
Не хватает мамы и пятилетней Карине. Девочку забрали из садика в апреле 2021 года, в тот день, когда прокурор запросил сроки для обвиняемых по «пинскому делу». Малышке подыскали опекунскую семью среди знакомых Елены и Сергея, сейчас готовятся документы на опеку над девочкой. Она еще не понимает, что такое тюрьма и почему мама так долго не приходит.
Самый важный вопрос для семьи – необходимость выплатить компенсацию «пострадавшим» милиционерам. Таких денег у обычных людей нет, взять их тоже неоткуда. Надежд на то, что приговор смягчат, нет, но, по словам дочери Юлии, Елена собирается писать прошение о помиловании.
МЦГИ «Наш Дом» выражает солидарность со всеми смелыми пинчанами, которые не побоялись протестовать ОМОНовцам в первую ночь после выборов. Люди, боровшиеся за свои голоса и жестоко обманутые государством, не заслуживают огромных сроков, к которым их приговорили в суде. И уж тем более не заслуживают страданий их дети, вынужденные ждать из тюрьмы отцов и матерей, жить в приютах и приемных семьях. Настоящие виновники произошедшего – слуги режима Лукашенко, и мы верим, что после победы беларусского народа они ответят за все совершенные ими преступления по закону.