Студентки, журналистки, руководительницы, волонтерки, правозащитницы, просто неравнодушные, которые в определенный момент не прошли мимо и попали под жернова репрессий. Власти не удалось сломить их, даже упрятав за решетку. Ниже – наш рассказ о тех, кто встретил Международный женский день в кругу сокамерниц в статусе политзаключенной или без него.
11 июня была арестована координатор инициативной группы Виктора Бабарико Светлана Купреева. У нее дома провели обыск, а ее саму доставили в СИЗО КГБ. Передать ей вещи близкие смогли только через четыре дня после ее задержания. Светлане предъявлено обвинение по статье 243 УК (уклонение от уплаты налогов). С октября 2020 года никаких следственных действий по ее делу не ведется.
6 августа задержали гомельчанку Татьяну Каневскую, активистку движения «Матери 328», доверенное лицо Светланы Тихановской. Татьяна была аккредитована как наблюдательница на избирательном участке №8 в Гомеле, но к наблюдению в основной день голосования не смогла приступить. Ей предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 293 Уголовного кодекса – «Участие в массовых беспорядках».
10 августа в Пинске была схвачена 44-летняя Елена Мовшук – основанием для ареста стало видео, где женщина, похожая на Елену, замахивается на силовиков. Четыре дня муж не мог найти ее и узнать о ее состоянии. Позже с ним связалась сокамерница жены и рассказала, что Елена находится в камере «голая, босая, избитая». У женщины – двое несовершеннолетних детей, одного ребенка – 10-летнюю Ангелину – забрали в социальный приют, так как муж Елены приходится ей отчимом. Политзаключенную в СИЗО поставили на учет как «склонную к захвату администрации с захватом заложников и проявлению агрессии». Елене предъявлено обвинение по статье 293 УК.
29 августа на марше протеста задержали Наталью Раентову, которая укусила за бедро сотрудника ОМОН. Суд по ее делу состоялся 25 февраля – ей предъявили обвинение по статье 364 УК (насилие в отношении сотрудника милиции) и приговорили к 8 месяцам лишения свободы. Кроме этого, она должна будет выплатить пострадавшему ОМОНовцу 2 тысячи рублей.
6 сентября на марше протеста была задержана Антонина Коновалова, доверенное лицо Светланы Тихановской. Ей предъявили обвинение по статье 23.34 КоАП и оштрафовали на 40 базовых величин, однако после вынесения приговора перезадержали в рамках уголовного дела по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).
7 сентября неизвестные похитили Марию Колесникову, члена президиума Координационного совета, руководителя избирательного штаба Виктора Бабарико. Позже власти пытались вывезти ее в Украину, но Мария порвала паспорт и выпрыгнула из машины. Марии Колесниковой предъявлено обвинение по статье 361 УК (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь) и статье 357 УК (заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем). Мария обращалась в Следственный Комитет с заявлением о пытках и угрозах вывезти ее из страны живой или по частям. Однако уголовное дело так и не было возбуждено.
17 сентября около своего дома задержали Марфу Рабкову, координатора волонтеров правозащитного центра «Вясна». В ее квартире был проведен обыск, изъята техника, личные деньги и вещи. Ей предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК (обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, либо финансирование такой деятельности). 11 февраля Марфе озвучили новые обвинения: по части 3 статьи 130 УК (разжигание социальной вражды к власти группой невыясненных лиц) и части 2 статьи 285 УК (участие в преступной организации). Марфе угрожает до 12 лет колонии.
19 сентября на марше протеста была задержана гражданка Швейцарии Наталья Херше, сорвавшая балаклаву с ОМОНовца. Ей предъявили обвинение по статье 23.34 КоАП, а следом – по статье 363 УК (сопротивление сотруднику милиции). 3 декабря прошел суд, на котором Наталью приговорили к 2,5 годам лишения свободы. Дважды во время пребывания в СИЗО Наталья объявляла голодовку.
25 сентября была арестована волонтер Анна Сунгурова. К ней приехали с обыском, изъяли два компьютера и телефон, а затем увезли в Следственный комитет. Ее мама узнала о задержании дочери только из дела по массовым беспорядкам от следователя. У Анны остались двое несовершеннолетних детей, которые живут с бабушкой. Из-за этого их хотят забрать из семьи. Анне предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 УК (участие в массовых беспорядках).
7 октября задержали 21-летнюю Марию Сафонову, которая краской написала на стене технического помещения, а также на урнах мусора и на асфальте «Жыве Беларусь!» и нарисовала бело-красно-белый флаг. 12 ноября состоялся суд, Марии предъявили обвинение по статье 341 УК (осквернение сооружений и порча имущества) и вынесли приговор – два месяца ареста.
14 октября в Минске задержали бывшую журналистку газеты «Народная Воля» Ольгу Класковскую, которую обвинили в перекрытии движения транспорта на перекрестке проспекта Рокоссовского и улицы Плеханова. Ольге предъявлено обвинение по статьям 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и 339 (хулиганство) УК. Она приговорена к двум годам колонии.
15 октября была задержана в рамках уголовного дела по части 1 статьи 342 Уголовного кодекса (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) Виктория Миронцева. Поводом стало видео с протестов 10 августа, на котором она попала в кадр вместе с сестрой Анастасией Миронцевой, студенткой БГАИ.
Анастасия Миронцева попала под стражу на следующий день, 16 октября. Третья сестра Александра, которая была с ними в тот день на протестах, уехала из страны. Она рассказала, что еще в августе сестры провели сутки в РОВД, долго стояли на коленях на асфальте и за все это время их ни разу не кормили.
16 октября задержали 21-летнюю Александру Потрясаеву, которая в ночь с 10 на 11 августа оказывала медицинскую помощь раненым в городе и попала под обстрел. Три дня девушка находилась в изоляторе на Окрестина, где пережила избиения, унижения, оскорбления, ее угрожали изнасиловать. Ее заставляли раздеваться, вставать на растяжку и при этом без остановки избивали, причем избиением занималась женщина. Отметим, что Александра – сирота, воспитывалась в УПК. После пребывания на Окрестина у нее были травмированы связки. Сейчас ей предъявлено обвинение по статье 293 УК.
20 октября под стражу попала медсестра из Витебска Юлия Кашеверова. Во время мирной акции протеста она сорвала маску с ОМОНовца и ударила ногой по милицейскому бусу. 23 февраля ей присудили 1 год и 6 месяцев колонии общего режима по статье 339 часть 1 (хулиганство).
23 октября была задержана бывшая сотрудница таможни Мария Нестерова – женщину забрали с лестничной площадки возле ее квартиры, после чего ее увезли на допрос. Мария была независимой наблюдательницей на избирательном участке №4 в СШ №183 в Минске. В СИЗО №1 ей предъявили обвинение по части 2 статьи 293 УК – участие в массовых беспорядках.
28 октября арестовали волонтера Telegram-канала «Водители 97%» Анну Вишняк. Во время и после акций протеста девушка помогала развозить воду по городу. Анне предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Администратора этого же канала Викторию Кульша задержали 4 ноября. Ей также предъявлено обвинение по статье 342 УК.
12 ноября, в день ареста студенческих активистов из «Ассоциации беларусских студентов», были задержаны студентки Анастасия Булыбенко, Ксения Сыромолот, Яна Оробейко, Кася Будько, Мария Каленик, Виктория Гранковская. В тот же день арестовали представителя Светланы Тихановской по делам молодежи и студентов Алану Гебремариам и преподавательницу БГУИР Ольгу Филатченкову. Всем задержанным предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
15 ноября во время воскресной акции протеста, посвященной памяти Романа Бондаренко, были задержаны журналистки Екатерина Андреева и Дарья Чульцова, освещавшие акцию. Девушки проводили прямой эфир с места жестокого разгона силовиками демонстрантов на «площади Перемен». Им предъявили обвинение по статье 342 УК. 18 февраля девушек приговорили к двум годам лишения свободы.
18 ноября под стражу взяли активистку, администратора Telegram-канала «Мая краіна Беларусь» Ирину Счастную. Для этого сотрудники СК переоделись в форму работников ЖЭК. Когда мать Ирины заходила в подъезд дома, они спросили у нее, есть ли в квартире горячая вода. Люди зашли с ней в подъезд и жестоко оттолкнули женщину. В квартире Ирины был проведен обыск, изъяты ноутбук, телефон, деньги. Ирине предъявлено обвинение по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).
19 ноября была арестована журналистка TUT.BY Екатерина Борисевич. Ее обвинили в раскрытии медицинской тайны касаемо смерти Романа Бондаренко (статья 178 УК). Она привела в статье слова врача об отсутствии в крови Романа алкоголя, что противоречило заявлениям представителей властей. Екатерину приговорили к 6 месяцам лишения свободы.
23 и 24 ноября в Могилевском районе прошел перфоманс – жители областного центра сделали шесть ростовых кукол «с циничными надписями и изображениями высших должностных лиц, разместили их на путепроводах вблизи деревень Вильчицы и Любуж». Фото кукол появились в интернете. В связи с этим 24 ноября по подозрению в хулиганстве (статья 339 УК) была задержана могилевчанка Ольга Климкова – у нее в машине нашли более 800 экземпляров незарегистрированной газеты «Могилевские вести». 16 января стало известно, что Ольгу обвиняют в оскорблении президента (статья 368 УК).
26 ноября задержали студентку механико-математического факультета БГУ Татьяну Екельчик. Она проходит подозреваемой по «делу студентов», фигурантов которого задержали 12 ноября. Татьяне предъявлено обвинение по статье 342 УК.
30 ноября арестовали 18-летнюю Софию Малашевич. 6 сентября София участвовала в акции протеста и рисовала баллончиком с краской на поверхности щитов специальных средств заграждения. Тогда ее задержали, но потом отпустили. А 30 ноября взяли под стражу снова – на этот раз по обвинению по статьям 342 УК и 339 УК. Также ее обвинили в оскорблении президента (статья 368 УК) – на одну из цепей солидарности она вышла с нецензурным плакатом. Ее приговорили к двум годам колонии.
22 декабря по делу «Пресс-клуба» были задержаны его основатель Юлия Слуцкая, программный директор Алла Шарко и автор проекта альтернативного телевидения, который развивался при Академии Пресс-клуба, Ксения Луцкина. Им предъявили обвинение по статье 243 (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). Все женщины находятся в СИЗО №1.
27 декабря задержали мать двух несовершеннолетних детей Анастасию Никитину – она разбросала саморезы возле прокуратуры Минска. При задержании женщину положили на землю, надели наручники, а потом в бусе избили. Ее долго не кормили – а у нее диабет, из-за этого упал сахар, но в медицинской помощи ей было отказано. Анастасии предъявили обвинение по статьям 339 ч. 2 (злостное хулиганство) и 14 УК (покушение на совершение преступления) и приговорили к 1 году и 1 месяцу лишения свободы.
3 января в Бресте была задержана местная активистка «Европейской Беларуси» Полина Шарендо-Панасюк. На нее заведено уголовное дело по статье 364 УК (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренний дел). 29 декабря задержали ее мужа, который провел в СИЗО 6 суток.
12 января сотрудники МВД арестовали Ирину Злобину, девушку медиаменеджера Андрея Александрова, которых заподозрили в финансировании протестной деятельности. Согласно обвинениям, Александров и Злобина с августа 2020 года занимались финансированием лиц, принимавших участие в протестах в Минске, в том числе путем оплаты штрафов и возмещением средств на содержание в ЦИП и ИВС. Александров оплатил 250 штрафов с 22 августа по 9 ноября. Ему и Злобиной предъявлено обвинение по статье 342 УК.
15 января задержали переводчицу Ольгу Калацкую. Следствие пояснило, что она проходит по уголовному делу по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). На попечении у Ольги находится 89-летняя мама. Ранее женщина появилась в телесюжете сотрудника СТВ Григория Азаренка, где во время одного из протестных маршей бурно ругалась с ним.
21 января была задержана активистка из Речицы, волонтер Гомельского отделения правозащитного центра «Вясна» Татьяна Ласица. Ей предъявлено обвинение по статье 342 УК.
8 февраля была арестована на 105 суток Анастасия Перевощикова, активистка из Гомеля. До этого ее не менее семи раз судили по статье 23.34. Девушку обвиняют в участии не менее чем в 10 мирных акциях протеста и разработке флага Новобелицкого района Гомеля.
10 февраля задержали волонтера Киру Бояренко. На нее завели уголовное дело по статье 342 УК (организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Кира находится в СИЗО №1 в Минске.
15 февраля КГБ внес 17 беларусов в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности. Среди них – женщины Ирина Мельхер, Ирина Горячкина, Любовь Резанович, Ольга Майорова, а также пенсионерка Галина Дербыш. 10 марта глава КГБ Иван Тертель на докладе у Лукашенко рассказал, что в Беларусь из Украины везли оружие для проведения терактов и дестабилизации обстановки, и к этому были причастны пять женщин и 12 мужчин. Их подозревают по статье 289 УК (акт терроризма).
1 марта была взята под стражу 18-летняя Виталия Бондаренко, фигурантка дела о массовых беспорядках в Бресте 10 августа. 27 февраля Виталия вернулась из-за границы, когда ее уголовное преследование прекратилось. Однако уже через два дня ее поместили в СИЗО №7. Виталии предъявлено обвинение по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).
4 марта была задержана брестчанка Ольга Глушень, фигурантка «дела о хороводе» 13 сентября в Бресте. Ольга была подозреваемой и находилась на свободе, а 3 марта ее вызвали в Следственный комитет для ознакомления с делом. На следующий день ее вызвали еще раз и задержали. Ольге предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).