Еще полгода назад уроженка Орши Наталья Херше не знала, что не скоро увидит своих близких, живущих в Швейцарии. После выборов женщина приехала на родину, поучаствовала в марше, где сорвала балаклаву с ОМОНовца. За это ее приговорили к 2,5 годам колонии. Теперь Наталья не только жительница Санкт-Галлена, жена, сестра и мать, но и политзаключенная.
Жизнь до протестов
Брак не задался, и после развода Наталья начала учить немецкий язык. Потом вышла замуж за швейцарца, с которым познакомилась на сайте знакомств, и уехала с ним и двумя детьми от первого брака на его родину. Звезд с неба не хватала – начинала карьеру технической работницей в пивоваренной компании, директор которой спустя несколько месяцев, поинтересовавшись ее образованием, перевел ее в лабораторию контроля качества.
Позже Наталья работала в фирме по выпуску посуды, а сейчас занимает высокую должность в частной компании. Помимо работы, занималась рисованием, даже ездила на курсы в Санкт-Петербург. Зарплата позволяла обеспечивать себя – Наталья не раз говорила, что шокирована тем, что может купить себе автомобиль на одну зарплату.
В день задержания
19 сентября Наталья Херше отправилась к СПЦ Фрунзенского района, чтобы поддержать активистку Елену Лазарчик у которой из-за гражданской позиции хотели отобрать сына.
«Наташа мне позвонила, наполненная положительными эмоциями. Говорила, что нельзя не порадоваться за женщину, что благодаря народу мальчик снова с матерью», – вспоминал позже брат женщины Геннадий.
Во время разговора Наталья сообщила, что пойдет на марш к Комаровскому рынку. Геннадий, так как был в Молодечно, следил за его ходом онлайн – на стриме сразу увидел сестру. Момент, когда она сдернула с ОМОНовца балаклаву, тоже попал в кадр, но мужчина не обратил на него внимания. После задержания Наталья успела позвонить брату и сказать, что ее задержали. Тот велел не переживать – надеялся, что сестру отпустят после составления протокола.
Поздно вечером того же дня дети Геннадия нашли Наталью в списке задержанных, который опубликовал лишенный регистрации правозащитный центр «Вясна». Там было написано, что женщина доставлена на Окрестина.[2]
Брат Натальи обратился в посольство Швейцарии в Беларуси, затем нашел сестре адвоката. Защитнице Галине Мельниченок удалось узнать, что административный процесс уже состоялся без нее: Херше дали 15 суток по статье 23.34 КоАП. Однако это было не все – после этого Наталье предъявили обвинение по статье 363 УК (сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок). До суда женщину перевели в СИЗО города Жодино, затем – в СИЗО №1.
Суд над Натальей Херше
Свою вину Наталья не признала и попросила посмотреть на пострадавшего ОМОНовца, который в зале судебного заседания был в медицинской маске. Суд отклонил просьбу. Кроме этого, Наталья сказала, что пыталась сбежать, так как помнила о случаях смертей в Беларуси и была уверена, что станет одной из жертв, если сядет в автозак.
«Когда я была в нескольких шагах от автомобиля, ко мне спонтанно пришла идея, что если я посмотрю в глаза человеку, то, как бы смешно это ни звучало, он сжалится надо мной и отпустит меня. Я повернулась к нему и предприняла попытку снять балаклаву. В моих намерениях не было причинять ему физическую боль», – вспоминала на суде Наталья.
Сергей Кончик написал исковое заявление на Наталью Херше и попросил 100 рублей моральной компенсации. В зале судебного заседания он отметил, что хотел бы повысить компенсацию до 1000 рублей, которые хочет пожертвовать в РНПЦ детской онкологии.
Адвокат подсудимой затребовала дополнительные материалы, однако суд отказал ей. К делу не приобщили заключение судебно-медицинской экспертизы описывает полученные травмы Кончика, и фотографии повреждений. Свидетель Юрий Петров, начальник потерпевшего, описал совсем другие травмы у него, и слова не совпали со словами Кончика, однако противоречия остались незамеченными. Кроме этого, адвокат ходатайствовала о приобщении к материалам дела оригиналов медицинского журнала госпиталя МВД с описанием травм Кончика – и в этом ей тоже отказали по причине того, что «в материалах уголовного дела имеется достаточно материалов».
Гособвинитель запросил для Натальи Херше 2,5 года лишения свободы. Этот срок судья ей оставил. Также Наталья должна будет выплатить Кончику материальную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, государственную пошлину в 81 рубль, процессуальные издержки в 11 копеек. Вещи швейцарки, изъятые при задержании (мобильный телефон, часы Apple Watch) будут под арестом, а ее бело-красно-белый флаг приказано уничтожить.[4]
Наталья Херше после суда
23 декабря Наталью Херше признали политзаключенной, а ее преследование назвали политически мотивированным. В заявлении правозащитного сообщества было указано, что деятельность милиции при задержании участников акции протеста 19 сентября выходила за пределы исполнения обязанностей по охране порядка, а Наталья не совершала уголовного преступления.[5]
19 января Наталья объявила голодовку в тюрьме. Она протестовала против того, что не получала письма с декабря. В течение трех дней после объявления голодовки ее перевели к камеру с лучшими условиями и передали 38 писем, а еще позволили поговорить с послом Швейцарии. В итоге Наталья завершила голодовку.[6]
После суда Наталья Херше подала апелляцию на приговор. 16 февраля апелляция была рассмотрена. Однако наказание для беларусской швейцарки осталось без изменений. Херше просила разрешить ей участвовать в заседании и пройти проверку на полиграфе. Эти ходатайства отклонили.[7]
22 февраля Наталья снова объявила голодовку, которая закончилась 12 марта. В этот день ее этапировали в ИК №4 в Гомель. Дорога в колонию составила 12 часов. «Я начала есть, съела одно яблоко, воды было мало, экономили. По приезду на первый взгляд все выглядело неплохо, но чувствовала сильную слабость. Мы застали обед, был очень вкусным, хотя я и не съела много», – рассказала в письме Наталья.[8]
Поддержка властей Швейцарии и беларусской оппозиции
Все время заключения, начиная с 19 сентября, Наталья Херше находится в поле зрения Посольства Швейцарии в Беларуси. Посол Швейцарии в Беларуси Клод Альтерматт наблюдал за ходом судебных слушаний и навещал Наталью в тюрьме. Причем в первый раз ему это позволили сделать только через месяц после задержания гражданки Швейцарии. Передачу от посла для Натальи в тот раз не приняли.
20 октября депутат парламента Швейцарии Барбара Гизи взяла шефство по делу Натальи. Министр иностранных дел Швейцарии Иньяцио Кассис обратился к Минску с требованиями освободить Наталью. Также швейцарские власти находятся в постоянном контакте с беларусскими представителями власти. Кроме того, они обеспокоены ростом насилия против мирных демонстрантов в Беларусии и выражают сожаление в связи с приговором. Юридически обжаловать его не представляется возможным.[9] Дело Натальи Херше широко освещается в швейцарской прессе во многом благодаря беларусской диаспоре в Швейцарии, которая проводит акции солидарности с Натальей.
8 декабря Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии заявил, что вместе с юристом Натальи Херше будет оценивать следующие шаги.
«Госпожа Херше будет по-прежнему находиться под консульской защитой», – отмечено в заявлении.[10]
[1] https://nina.nn.by/?c=ar&i=264949&lang=ru
[2] https://lady.tut.by/news/mylife/704767.html
[3] https://spring96.org/ru/news/100766
[4] https://spring96.org/ru/news/100814
[5] https://reform.by/189523-grazhdanka-shvejcarii-natalja-hershe-priznana-politzakljuchennoj
[6] https://svabod1.azureedge.net/a/31063514.html
[7] https://reform.by/202162-prigovor-grazhdanke-shvejcarii-natale-hershe-ostavili-bez-izmenenij
[8] https://euroradio.fm/ru/politzaklyuchennaya-natalya-hershe-prekratila-golodovku
[9] https://www.dw.com/ru/kak-grazhdanka-shvejcarii-okazalas-v-belorusskoj-tjurme-i-chto-tam-uvidela/a-55898182
[10] https://reform.by/185895-shvejcarija-prodolzhit-okazyvat-konsulskuju-zashhitu-natale-hershe
[11] https://reform.by/207734-tihanovskaja-vstretilas-s-semej-natali-hershe