День 26 октября был объявлен днем Народного Ультиматума. В рамках ультиматума выдвинуты три требования, которые уже не впервые звучат в последние месяцы:
- остановить насилие на улицах полностью;
- освободить политзаключённых;
- Лукашенко объявить о своём уходе.
Ввиду невыполнения данных требований была объявлена народная забастовка.
Сработал ли ультиматум, что происходит ввиду его невыполнения и какие действия предпринимают протестующие и действующая незаконная власть?
Забастовку объявляют отдельные рабочие, цеха и предприятия. В настоящий момент частичная забастовка наблюдается на таких предприятиях как Гродно Азот, МЗКТ, БКМ, ММЗ, Атлант, Мотовело, Белаз, МАЗ, Интеграл, МЭТЗ и другие. Власти продолжают раскручивать маховик репрессий, а потому реакцией на объявления последовали незамедлительные увольнения (многие в нарушение трудового кодекса и «задним» числом) наиболее активных членов стачкомов. Цель данных увольнений ясна: запугать работников и быстро подавить протест. Однако метод выбран неверный, потому что походит он на попытки потушить горящее болото: присоединяющихся к забастовке становится все больше, люди устали бояться.
Студенты – будущее страны – выразили свою солидарность и массово вышли на митинги и акции в поддержку бастующих. Реакция Лукашенко была ожидаемой: он приказал незамедлительно отчислять студентов. Известно об отчислениях в БГМУ, БГАИ, БГУКИ, БГУФК и БНТУ. Во многих вузах отчисленным студентам вместе с документами вручали повестки о призыве на армейскую службу. Известно также об увольнениях преподавателей. Некоторые преподаватели уходят по собственному желанию, не в силах оставаться равнодушными к ситуации. Уволенная преподаватель МГЛУ Наталья Дулина исчезла, предположительно задержана.
Медики, поддержавшие призыв остановить насилие и вышедшие на акцию солидарности в нерабочее время были задержаны, плановые операции вынужденно переносились.
Санстанция стала массово закрывать заведения. Список закрытых заведений удивительно совпадает со списком тех организаций, которые из солидарности объявили 26 октября нерабочим днем. Среди них — Svobody, 4, «Пересмешник», Tapas Bar, «Умами», Brioche Bistro, Domino’s Pizza и «Пицца Лисицца».
Деятели культуры также не остались в стороне от событий: некоторые объявили забастовку (гродненский театр, новый драматический театр), многие записали видео в поддержку требований ультиматума. Результатом стали увольнения: солиста оперного Ильи Сильчукова, первой скрипки театра Регины Саркисовой, а также скрипачки Аллы Джиган и альтистки Александры Патёминой, режиссеров гродненского драмтеатра Геннадия Мушперта и Сергея Куриленко.
Лукашенко вновь занялся перетасовкой кадров и назначил помощников по Брестской, Гродненской и Минской областям из числа силовиков, а на их место поставил новых руководителей из числа готовых беспрепятственно выполнять преступные приказы.
Когда казалось, что удивлять больше нечем, Беларусь ограничила въезд «некоторых категорий граждан» в страну. Границы со всеми странами, кроме России фактически закрыты. Днём 20 октября десятки белорусов не могли вернуться из-за рубежа в страну, ближе к вечеру, видимо осознав всю абсурдность ситуации, поступили новые распоряжения и граждан Беларуси все же стали пускать домой, но для иностранных граждан въезд в страну по-прежнему не разрешен. Официальная причина данных решений — коронавирус.
Все эти действия свидетельствует только о том, что результатом ультиматума стали новые провальные попытки «власти» подавить протестные движения. А громогласные восклицания Александра Лукашенко о том, что совсем скоро будет наведен порядок возможно для кого-то и создают иллюзию надежности, но не для народа Беларуси.
МЦГИ «Наш Дом» благодарит всех, кто продолжает бороться за свободную Беларусь, выражает поддержку всем, кто пострадал от действий режима. Вместе у нас все получится!