Эпидемия коронавируса никого из белорусов не оставила равнодушным. Люди, не желая подвергать риску заражения себя и своих близких, самоизолируются дома. Власти, однако, не спешат вводить карантин, как в других странах. Более того, приходится наблюдать необъяснимое безразличие к вопросам общественного здравоохранения со стороны тех, кому положено бороться с распространением эпидемии, и кто для этого наделен властными полномочиями.
Ранее «Наш Дом» рассказывал о деле мужа Анжелики, Кахабера Калатозишвили, осужденного по «наркотической» статье 328, а впоследствии депортированного в Грузию. Сама Анжелика в 2014 году стала инвалидом первой группы после того, как врачи удалили ей здоровые органы из-за неправильного диагноза. Женщина неоднократно обращалась в правоохранительные органы и различные инстанции с требованиями привлечь виновных к ответственности, но в возбуждении уголовных дел на медиков ей было отказано. «Наш дом» считает дело Кахабера Калатозишвили политически мотивированным.
4 апреля Анжелика связалась с «Нашим Домом» и сообщила, что уже целую неделю не выходит из дома из-за опасений заразиться. Однако далеко не все ведут себя столь сознательно.
В одном общежитии с Анжеликой Калатозишвили проживают две семьи, в которых мужья работают в России. Первый из них, дальнобойщик, вернулся домой пять дней назад, второй, рабочий, — два дня назад. Согласно Постановлению Совета Министров Республика Беларусь от 25 марта 2020 года № 171:
«Лица, прибывшие в Республику Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19 (далее – прибывшие лица), в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь, должны находиться в самоизоляции в домашних условиях».
Однако, как заметила Анжелика, самоизоляцию никто и не думал соблюдать. Женщина лично наблюдала, как ее сосед-рабочий, вернувшийся из России, забирал ребенка из садика, в то время как жена его работала в больнице на раздаче пищи. Второй сосед тоже выходит на улицу, ходит по городу.
Увидев, как соседи нарушают предписанные Советом Министров правила, Анжелика разговаривала с участковым, писала ему на вайбер, но в ответ были лишь общие фразы, что меры будут приняты.
Видя, что ничего не делается, Анжелика написала электронную жалобу в Администрацию Президента:
«Считаю необходимым сообщить, что в г.Славгород Могилевской области гражданин (ФИО), проживающий по адресу… прибыл из России и не соблюдает двухнедельных карантин, умышленно демонстрируя безответственность к рекомендациям Минздрава — посещает магазин, общается с соседями, передвигается по городу без ограничений. Местные власти не реагируют на заявленные обстоятельства, законом ответственности не предусмотрено, однако такое халатное отношение создаёт опасные условия для жизни и здоровья окружающих. Никакого контроля со стороны Минздрава за приезжими из России не организовано, что является попустительством.
Прошу принять меры:
— разработать систему ответственности за несоблюдение рекомендаций Минздрава и перевести их в разряд законодательных требований с целью обеспечения соблюдения прав и свобод окружающих;
— разработать систему контроля за исполнение данных требований и исполняющими данный контроль».
Ответа так и не последовало. Тогда Анжелика позвонила на горячую линию в МВД и объяснила ситуацию. Буквально через час к соседу пришли милиционеры, по словам женщины:
«Поговорили, сказали ему, что ходить по городу нельзя, что сейчас большие штрафы, шутили и смеялись про баню».
Анжелика считает, что угроза заражения вполне реальна. В Славгороде многие мужчины работают в России. Сейчас, когда наши восточные соседи ввели карантин, все эти люди вернулись назад, но продолжают вести себя так, будто ничего не происходит. Особую опасность несет возможность заражения в общежитии, где невозможно добиться полной изоляции людей друг от друга. К тому же, рядом с дальнобойщиками живут дети, пенсионеры – первые в группе риска на заражение.
Пока мы разговаривали с Анжеликой по телефону, к общежитию подъехала «скорая помощь». К счастью, никого не госпитализировали. Однако Анжелика заметила, как врач сняла перчатки и выбросила их в урну. Никаких опасений о возможности заразить окружающих!
Виталий Корень,
«Наш Дом»