В течение двух зимних месяцев 2018-19 гг. трое иностранных граждан, которым грозила высылка из Беларуси, совершили суицид.
В декабре 2018-го года покончил жизнь самоубийством 35-летний Сергей Борисов. Мужчина родился в Беларуси, позднее его семья переехала на Север, где он получил советский паспорт, который затем заменили на российский. В течение последних 17-ти лет Сергей проживал в Лоеве, где жили также его мать и брат-инвалид. Он имел вид на жительство в Беларуси, действительный до конца 2019-го года.
Хроника событий:
14 декабря 2018 года – отдел по гражданству и миграции Лоевского РОВД принял решение выслать Сергея Борисова из Беларуси. В постановлении о высылке было указано, что за последний год мужчина совершил два административных правонарушения: появление в общественном месте в нетрезвом виде и мелкое хищение.
19 декабря 2018 года – Сергей с матерью должен был ехать к нотариусу, но перестал выходить на связь. Мать и брат открыли его квартиру и нашли мужчину мертвым. Около него лежали три предсмертные записки. Сергей написал, что не может ехать «в никуда».
28 декабря 2018 года – этот день был крайним сроком, когда Сергей Борисов должен был добровольно, за свой счет покинуть территорию Беларуси сроком на 4 года.
30 января 2019 года – после огласки ситуации в СМИ по факту смерти Сергея Борисова возобновлена доследственная проверка.
Март 2019 года – проверка прекращена.
***
31 декабря 2018 года покончил с собой 68-летний Николай Демиденко. Мужчина родился в деревне Углы Брагинского района, откуда позднее переехал в Карелию. Около 12-ти лет назад Николай вернулся на родину, в деревню Храковичи, расположенную в приграничной чернобыльской зоне. В Гомельской области также проживали его брат и сестра.
Известно, что у Николая Демиденко был старый советский паспорт, оформленный в России. Процесс получения беларуского гражданства затянулся, поскольку мужчина имел проблемы с алкоголем. По этой же причине на него было наложено несколько административных взысканий. Предположительно из-за угрозы высылки по причине неоплаченных штрафов, пожилой человек, которому некуда было уезжать, свел счеты с жизнью.
***
15 января 2019 года совершил самоубийство сорокалетний Виталий Кузьменков. Мужчина родился в России, последние 14 лет жил в Беларуси в деревне Неговка Буда-Кошелевского района. У него была семья и шестеро детей.
Виталий работал бойцом скота на мясокомбинате, откуда его уволили за появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Ранее его задерживали без светоотражателя. Милиция забрала его вид на жительство и угрожала высылкой на 10 лет. Вдова Кузьменкова считает, что именно угроза высылкой подтолкнула мужчину свести счеты с жизнью.
Выводы экспертов и правозащитников «Нашего Дома»:
В трех описанных случаях мужчины, совершившие самоубийства из-за угрозы высылки из Беларуси, прожили в стране более 10 лет, имели родных и семьи, все они не имели возможности уехать «в никуда». Кроме того, двое из них родились на территории Беларуси. Они проживали в небольших населенных пунктах, где низкий уровень жизни зачастую толкает людей на злоупотребление алкоголем. Административные правонарушения, за которые этих мужчин могли выслать из страны, в основном связаны именно с употреблением алкоголя и нахождением в нетрезвом виде в общественных местах.
Согласно Закону «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь» высылка может быть применена в случае угрозы национальной безопасности, в интересах общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан. Вместе с тем статья 11 Конституции РБ говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ.
Однако в отличие от граждан РБ административные правонарушения, совершенные иностранными гражданами, не погашаются, если в течение года они не совершали других административных правонарушений, а суммируются. Таким образом, незначительные правонарушения, такие как нахождение в общественном месте в нетрезвом виде, или отсутствие фликера – накапливаются. По совокупности таких правонарушений человека могут выслать из страны по решению Управления внутренних дел.
Несоразмерность проступков налагаемому наказанию аналогична таковой в ситуации с «наркотической» статьей 328 УК РБ. «Наш Дом» ранее рассматривал случаи самоубийств из-за чрезмерных наказаний за незначительные наркопреступления. Таким образом, мы можем говорить о том, что чрезмерность наказаний становится системной в нашей стране. В этом мы находим противоречие с принципом гуманизма, закрепленном статьёй 2 Конституции РБ, гласящей о том, что высшей ценностью и целью общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации.