Вряд ли найдутся люди, которые будут счастливы от того, что вблизи их домов идет строительство химического предприятия. Не обрадовала и жителей Бреста новость о вынужденном соседстве с аккумуляторным заводом. Это естественное желание любого человека – дышать чистым воздухом, а не «таблицей Менделеева». Но когда государство имеет свои планы на воздух, которым мы дышим, об экологической обстановке приходится заботиться гражданам. Брестчане выбрали мирный путь. Начиная с марта текущего года они выходят на молчаливые акции протеста на главную площадь города. В октябре «нашдомовцы» неоднократно поддерживали активистов, выступающих против строительства аккумуляторного завода, на судебных заседаниях. Судят всех как под копирку – за «несанкционированное участие в массовом мероприятии». Аналогичными были и процессы по делам Валерия Фоминского, Александра Абляка, Демьяна Лепесевича и Андрея Шарендо.
Правозащитник «Нашего Дома» из Брестской области Руслан Гусейнов сообщил нам, что некоторые из привлекаемых к административной ответственности мужчин входят в состав инициативной группы, которая добивается, как минимум, приостановления строительства аккумуляторного завода «АйПауэр» рядом с областным центром. На протяжении более девяти месяцев активисты заявляют о многочисленных нарушениях во время строительства предприятия.
Ставшие уже традиционными воскресные акции на площади Ленина в Бресте призваны обратить внимание властей и общества на эту ситуацию. С апреля 2018-го года местные власти не удовлетворили ни одной заявки на проведение массового мероприятия (митинга или пикета) против строительства завода.
Процесс над четырьмя активистами по ст. 23.34 КоАП (Нарушение порядка проведения массовых мероприятий) проходил 22 октября в суде Ленинского района города Бреста. Все четыре дела рассматривались в одном зале судебных заседаний.
Мужчин обвинили в том, что 14 октября, «находясь на площади Ленина, без соответствующего разрешения Брестского горисполкома, в общественно-политических интересах против строительства аккумуляторного завода» участвовали в пикетировании, чем нарушили закон «О массовых мероприятиях». Процессы вел судья Семенчук, специализирующийся на «политических» делах.
Валерий Фоминский с текстом протокола об административном правонарушении не согласился. По мнению активиста, такими же, как и он «участниками пикетирования» можно считать, например, десятки сотрудников милиции и ОМОН, вышедших в тот воскресный день на площадь.
Свое присутствие на площади мужчина не отрицал. Он отметил, что увидел в толпе людей своего знакомого – блогера Сергея Петрухина и подошел поздороваться, затем отправился по текущим делам – заплатил за коммунальные услуги, а выйдя из здания почты, заметил, что на площади разворачиваются «интересные события», за которыми и решил понаблюдать. При этом никаких предупреждений от милиции о том, что в этом месте происходит «несанкционированное массовое мероприятие» Фоминский не услышал.
Следующим рассматривалось дело Алеся Абляка. Мужчина использует в повседневной жизни только беларуский язык и потребовал у судьи, чтобы заседание также велось на родном языке. В соответствующем ходатайстве судья Семенчук отказал, мотивировав решение тем, что «в Беларуси два государственных языка». Абляк выразил недоверие суду и планировал удалиться из зала заседания, в чем ему было отказано. Мужчина отказался принимать участие в процессе, который ведется таким образом.
Следующий обвиняемый – Демьян Лепесевич – заявил в зале суда о пытках, которые применялись к нему в течение трех суток административного задержания. В частности, мужчина указал на постоянный полумрак в камере, из-за чего у него стали болеть глаза от яркого света, постоянный шум от вентилятора, антисанитарию. Он указал, что ему необходимо время на реабилитацию. В данном случае суд удовлетворил требование активиста и заседание по делу Лепесевича было перенесено на 26 октября.
Последним рассматривалось дело беларускоязычного активиста Андрея Шарендо, отца двоих детей. Мужчина не отрицал, что 14 октября находился на площади, однако виновным в участии в «несанкционированном пикете» себя не признал. Он отметил, что Конституцией нашего государства каждому человеку гарантировано право на мирные собрания. От дальнейшего участия в процессе Шарендо отказался.
Итог «конвейерного процесса» не вызывает удивления: активисты Фоминский, Абляк и Шарендо признаны виновными в нарушении ст. 23.34 КоАП РБ. В совокупности им назначены штрафы величиной в 35 б.в. (по 10 б.в. Фоминскому и Абляку, 15 б.в. Шарендо).
Суд над Демьяном Лепесевичем продолжится сегодня, 26 октября, в 14:30.
***
Демьян Лепесевич наказан судом Ленинского района на 10 б.в.
Александрина Глаголева,
«Наш Дом»
Фото Руслана Гусейнова