Сегодня, 19 сентября, в Минском областном суде прошло заседание по рассмотрению жалобы гражданской активистки Натальи Горячко на решение суда Борисовского района о привлечении её к ответственности по ст. 17.1 КоАП РБ за «мелкое хулиганство».
Напомним, что 1 сентября Наталья ехала в Борисов с продуктовой передачей к сыну-солдату. На тропинке, которую ей указали местные жители, она столкнулась с российскими военными. Вооруженные служащие иностранного государства утверждали, что в месте, где оказалась Наталья, проходят учения «Запад-2017» (официально учения начинались двумя неделями позднее). Итогом этой встречи стали трое суток административного ареста за «нецензурную брань и вызывающее поведение».
Наталья обжаловала решение Борисовского областного суда в суд высшей инстанции. Процесс вел судья Тулейко.
Активистка ходатайствовала о привлечении в качестве свидетеля правозащитника Олега Волчека, с которым разговаривала по телефону, когда разворачивались события. Также она ходатайствовала о приобщении к делу диска с видео- и аудиозаписями, свидетельствующими о её невиновности. Все ходатайства были отклонены судьей.
На первом суде Наталья зафиксировала противоречия в показаниях свидетелей. Так, прапорщик Юдаев, сержант Хлестовский и подполковник Головко указали, что знают «три матерных слова». Но вот нестыковка – набор слов, которыми, якобы, ругалась Наталья, у каждого из них был свой. В совокупности, словарному запасу военных и милиции можно позавидовать. Хотя, относится ли слово «гад» (активистка утверждает, что не употребляла и его) к нецензурной лексике – это вопрос к филологам…
Кроме того, беларуские военнослужащие отрицали присутствие российских военных вне выделенной для них зоны – далеко от полигона. По словам Натальи, в месте, где произошла встреча, расстояние до полигона составляло около двух километров. Все происходило в десяти метрах от шоссе. Присутствие российских военных там недопустимо. Как наблюдатель ОБСЕ в Украине, женщина знает об этом.
Аудиозапись активистка начала вести в целях безопасности — окружившие её российские военные были вооружены автоматами и пистолетами. При всем этом, на тропинке, куда она свернула с шоссе, не было никаких предупреждающих знаков – ни шлагбаумов, ни обозначений. По ней ходили и другие гражданские лица. Наталья видела местную женщину и велосипедиста.
Присутствовавший на втором суде правозащитник «Нашего Дома» Валерий Щукин отметил важный факт: на КПП-1 после инцидента досмотр Натальи проводили мужчины:
— Такое возможно только в Беларуси. Там женщинами и не пахло. Так быть не должно!
После досмотра в милицию поступило сразу два звонка от военных: один на 102, второй от подполковника Головко прапорщику Насковцу на личный номер телефона. Прибывший наряд милиции увёз Наталью в РОВД.
С момента задержания до обыска в отделении женщину продержали не около пяти часов. За это время обвинений ей не предъявляли (по закону без предъявления обвинений могут держать не более 3-х часов).
Важный факт в деле: с протоколом задержания Наталья до сих пор не ознакомилась.
— От меня его усиленно скрывают, — говорит активистка.
Опять же, по закону протокол лицу, в отношении которого ведется административный процесс, должны зачитать и дать под подпись (если человек согласен подписать).
На вопиющее нарушение суд уже во второй раз закрыл глаза. «Какие законы, мы в Беларуси!» (с)
— На мои вопросы ничего не отвечали, как будто не слышат… Такое ощущение, что судье все равно, — констатировала Наталья.
В итоге Миноблсуд решение суда первой инстанции оставил без изменений.
Этот вердикт Наталья Горячко намерена обжаловать.
«Наш Дом»