Милиционеры, работодатели, супружеские пары – список людей, которые просят о проверках не полиграфе, далеко не полон. Даже органы образования могут задействовать этот прибор для установления истины по делу приемного ребенка. Как сообщили в УВД Брестского облисполкома, только в их области около 900 человек ежегодно проходят на детекторе лжи проверку.
По данным правоохранителей, с начала 2015 года с использованием полиграфа в Брестской области раскрыто 45 преступлений, 39 человек сознались в ходе опроса. Прибор узаконен – «Инструкция о порядке проведения опросов с использованием полиграфа» включена в Национальный реестр. Можно ли применять детектор лжи при решении задач, не связанных с криминалом, и какие последствия могут иметь полученные на нем данные?
Как сказано в инструкции, опрос с использованием полиграфа может применяться при приеме на работу в органы финансовых расследований КГК в оперативно-розыскной деятельности и при проведении служебных проверок в отношении работников органов Комитета. В бытность генпрокурором, Григорий Василевич пояснял: использование полиграфа для проверки госслужащих и должностных лиц на их причастность к коррупционным преступлениям возможно. А значит, можно ожидать распространения практики и на другие ведомства, тем более, что случаи использования прибора при приеме на работу или разбирательстве некоей неоднозначной ситуации в коммерческой фирме уже не редкость. Посадить бы перед детектором еще и чиновников, чьи заключения порой готовы существенно изменить человеческую судьбу, как это, к примеру, может произойти в случае с детьми Анастасии Навоевой и Геннадия Горленко – родителей готовятся отстранить от воспитания!
Опрос с использованием полиграфа проводится добровольно, отказ не влечет никаких правовых последствий. Но детектор лжи – всего лишь прибор, отслеживающий реакцию человека на конкретный вопрос. Как интерпретирует эту реакцию специалист, управляющий прибором, — большой вопрос. Но если судье, которому не доверяешь, можно дать отвод, в случае с «управляющим детектором лжи» такой возможности не предусмотрено.
Более того – оспорить результаты опроса опрашиваемый тоже не может. Не закрепляет инструкция за гражданином право ознакомиться с результатами опроса. Показания детектора не считаются точными, но если в ходе опроса нанесен вред, в суд на его организаторов не подашь. Не зря, выходит, от использования полиграфа отказались в ряде стран. С какой точностью ведутся опросы в Беларуси?