В Беларусь только за июнь-июль нынешнего года приехало около 26 тысяч граждан Украины. Они бегут от войны, надеясь на помощь родственников, живущих в нашей стране, всего белорусского общества и государства. И 24 июня, выступая на встрече с работниками предприятий оборонного сектора в Борисове, президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь готова принять переселенцев из Украины, предоставить им жилье и место работы. Но готова ли оказалась страна к такому наплыву?
За те же два месяца статус беженца попросили 500 человек, приехавших из Украины. Такому же количеству оказало помощь Белорусское Общество Красного Креста (БОКК). О том, на что именно могут рассчитывать эмигранты, с какого рода проблемами при этом приходится сталкиваться, рассказал интернет-газете Naviny.by первый заместитель генерального секретаря БОКК Николай Андреев.
Беженцев нет, есть «временные»
«Начнем с того, что на сегодня такой категории, как беженцы из Украины, в Беларуси нет, — подчеркнул он в начале нашей беседы. — Они официально не зарегистрированы как беженцы. Пока их можно обозначить как «людей, прибывших и временно проживающих на территории Республики Беларусь». Белорусский Красный Крест имеет опыт работы с беженцами уже много лет. Если до 2012 года это были, в основном, люди из Афганистана, меньшая часть — из Грузии, а в 2013 году — в основном, из Сирии, то с начала 2014 года, особенно в июне-июле, количество лиц, прибывающих на территорию Беларуси, росло прежде всего за счет украинцев. Многие из них приезжают из Луганской и Донецкой областей, но в последнее время — и из других регионов, которые не задействованы в военных действиях. Правда, такие случаи все же единичны».
По словам представителя БОКК, большая часть прибывших украинцев — люди, которые надеются вернуться на родину после нормализации ситуации. Они расселяются у друзей, родственников или в центрах временного пребывания. Другие, наслушавшись разговоров о белорусской стабильности и лучшем уровне жизни, планируют со временем получить тут гражданство. Принцип такой: регистрируются на 90 дней пребывания, потом при необходимости продлевают этот срок.
Большинство уезжающих из Украины нацелено, конечно, на Россию. На ту же Ростовскую область, соседствующую с их родиной. расположена. Поток лиц, ищущих убежища в России, в десятки раз выше, чем в Беларуси. К нам едут в основном те, у кого здесь есть родственники.
О чем просят и что требуют приехавшие
Разумеется, прибывшим необходимо где-то жить, за счет чего-то кормить свои семьи. И тут возникает проблема. Белорусское государство готово удовлетворять эти нужды, но большая часть переселенцев концентрируется в областных центрах и далеко не каждый согласен работать не по специальности. Некоторые приехавшие в Беларусь приходят в Красный Крест прямо с требованиями найти им хорошую работу и снять жилье.
«Могу привести такой пример, — рассказывает Николай Андреев. — Ректор Донецкого медицинского университета — специалист, который известен не только в Украине, но за ее пределами, приехал в Беларусь с семьей. Минский медицинский университет и республика в целом нуждались в таком кадре, поэтому тут пошли навстречу — выделили место в общежитии семейного типа, предоставили работу. Но это скорее исключение из правил. Страна хоть и нуждается во врачах, но приехавший должен подтвердить, что именно он должен занять то или иное рабочее место».
Кроме предоставления жилья и работы, некоторые гости требуют от Красного Креста медицинской помощи и оборудования, к примеру, инвалидные коляски.
«Требовать от нас ничего не надо, — подчеркивает Андреев. — Мы можем помочь лишь тем, что нам по силам. У нас нет в резерве тех же колясок. Из заграницы в последнее время они почти не поступают. Удовлетворить все просьбы мы, к сожалению, не можем, поэтому всякий раз объясняем, что ни в коем образе не подменяем наши министерства, а только помогаем им».
Представитель БОКК напомнил, что у организации, увы, нет возможности оплачивать лечение гражданам, прибывшим из других стран. Экстренная помощь жителям Украины оказывается в лечебных учреждениях Минздрава бесплатно.
Нередки и случаи, когда гражданин, прибывший с территории Украины, допустим, в Гродно, приезжает в Минск или в Могилев в надежде, что второй или даже третий раз получит какую-то помощь. «Желание таких людей понятно, но мы все-таки стараемся охватить гуманитарной помощью как можно больше нуждающихся в ней людей», — отмечает Андреев.
Поможем, чем сможем
С первых дней, как только в нашу страну начали прибывать жители Украины, ищущие убежища, БОКК решила оказывать им посильную помощь. Районные и областные подразделения общества получили соответствующие распоряжения.
«К сожалению, мы не имеем своих центров временного пребывания, — подчеркивает первый заместитель генсекретаря БОКК. — Такие центры относятся к Департаменту по гражданству и миграции МВД Беларуси. Для тех, кто ищет убежище в нашей стране, их всего несколько — в Гомеле, Бресте, Витебске и здесь, в районе города Минска, в Национальном аэропорту. Есть еще, правда, и мобильные центры временного пребывания».
Для помощи нуждающимся у общества есть чрезвычайный фонд. Из него уже было выделено более 100 миллионов белорусских рублей для приобретения продуктов, гигиенических наборов, постельных принадлежностей, одежды, обуви.
«Есть часть лиц, которые прибыли с территории Украины без документов, — говорит Андреев. — Несмотря на это, мы все же выделяем им необходимую помощь».
Были единичные случаи, когда в БОКК обращались люди, нуждавшиеся в проездных билетах. Например, они прибывали в Минск, а их родственники живут в другом белорусском городе. И Красный Крест покупал им билеты.
Некоторые переселенцы нуждались в гостиничных услугах. Такие случаи наблюдались в Гродно и в Витебске. Опять же БОКК не оставил их просьбы о помощи без внимания. Кроме того, Красный Крест из своих собственных средств оплачивал беженцам лекарства при предоставлении рецептов, выписанными нашими врачами. Это не запрещено и регламентируется не столько нашим законодательством, сколько соглашениями между странами. Правда, специалист подчеркивает, что речь идет скорее об острых ситуациях, когда речь касается жизненно важных медпрепаратов.
«К сожалению, наш чрезвычайный фонд не столь значительный, чтобы можно было оказать или удовлетворить все просьбы, с которыми к нам обращаются», — вздыхает представитель БОКК.
Откуда деньги?
Понимая, что ситуация в Украине критическая, БОКК еще весной открыл специальный благотворительный счет на пожертвования. Правда, эта инициатива не вызвала массовой реакции белорусов. Неделю назад на счету числилось всего 2 миллиона белорусских рублей. С большей активностью население приносит вещи, обувь, канцелярские принадлежности.
Большую поддержку переселенцам из Украины оказывают различные программы и проекты, которые финансируются иностранными донорами. Что касается непосредственно финансовой поддержки, то тут есть свои ограничения.
«Мы обратились с просьбой к Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, она также имеет чрезвычайный фонд для реагирования на такого рода ситуации, а также в DREF, — рассказывает Николай Андреев. — Последние два года мы получали от них финансовые средства, которые шли на оказание помощи лицам, попавшим в чрезвычайные ситуации. Когда мы обратились в этот раз с целью усилить нашу гуманитарную помощь украинцам, то перед нами поставили несколько вопросов. В соответствии с декретом президента, который регулирует гуманитарную помощь, поступающую из-за границы, на консультациях, которые мы получили в департаменте по гуманитарной помощи, нам было разъяснено, что, получив такие средства, мы не сможем их использовать, потому что просим не для граждан Беларуси, а для граждан другого государства».
Увы, но из-за таких проблем люди однажды могут остаться без необходимой помощи. Добиться серьезной государственной поддержки специалистам Красного Креста тоже пока не удается.
«Два года назад мы работали над внесениями изменений и дополнений в закон о БОКК, — напоминает Николай Андреев. — Полтора года работала парламентская комиссия нижней палаты, Министерство юстиций, Национальный центр законодательства и правовых исследований. Мы хотели, чтобы в обновленном законе появился пункт о государственной поддержке. Нами было проанализировано около 30 законов других национальных обществ, мы выбрали все лучшее из то, что могло бы сработать и у нас, внесли свои предложения. К сожалению, новая редакция закона мало отличается от предыдущей, только некоторые статьи изложены другими словами… Нет, нас, конечно, уважают. На начало 2014 года членами БОКК были 1 миллион 327 тысяч жителей Беларуси. Если учесть, что всего в республике проживает 9,5 миллиона и отнять ту группу престарелых и пожилых людей, тех маленьких детей, которые не могут состоять в Красном Кресте, то это очень престижная цифра».