Израиль призвал французских евреев репатриироваться.
В Израиле скорбят по погибшим в серии терактов в Франции. Третьи сутки подряд все без исключения израильские СМИ уделяют этому событию особое внимание.
В воскресенье власти страны подтвердили, что тела убитых при нападении на кошерный супермаркет в Порт-де-Венсен 21-летнего Яакова Хатаба, 22-летнего Йоана Коэна, 45-летнего Филиппа Браама и 64-летнего Франсуа-Мишель Саада будут переправлены в Израиль для захоронения в Иерусалиме.
Ранее израильская делегация в составе премьер-министра Биньямина Нетаньяху, главы МИД Израиля Авигдора Либермана и министра экономики Нафтали Беннета приняла участие в марше единства во Франции.
«Я прошел сейчас вместе с мировыми лидерами в знак солидарности против терроризма. Я сказал им, что необходимо стоять насмерть против любого террора, — заявил после марша Нетаньяху. — Я хотел бы поблагодарить сотрудников наших и французских служб безопасности за то, что, несмотря на большие трудности, я смог принять участие в этом важном марше и представлять здесь граждан Израиля».
Единая ветвь
Нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo и бойню в кошерном супермаркете в Порт-де-Венсен в Израиле называют не иначе как одним из звеньев в цепи радикального ислама.
Многие израильские комментаторы указывают на прямую связь, которая, по их словам, существует между террористическими организациями, такими как «Аль-Каида», «Боко Харам», «Исламское государство», «Джабхат-ан-Нусра».
По их словам, все эти группировки преследуют единую цель – запугать цивилизованные страны и внести панику среди гражданского населения.
«Террористические атаки в Париже представляют собой еще одну попытку исламских экстремистов запугать Запад, — заявил в пятницу глава МИД Израиля Авигдор Либерман. — Международное сообщество обязано сплотиться в противостоянии террору и дать ему решительный отпор».
События в Париже напомнили израильтянам нападение на еврейскую школу в Тулузе в марте 2012 года, в результате которого погибли 30-летний раввин Джонатан Сандлер, двое его сыновей – шестилетний Арье и трехлетний Габриэль, а также восьмилетняя Мириам Монсонего.
Тогда, по просьбе родственников, жертвы нападения также были похоронены в Иерусалиме, а все расходы на себя взяло правительство Израиля. Провести в последний путь погибших пришли десятки тысяч израильтян.
Сегодня, как и три года назад, израильские власти вновь заявили о готовности оказать помощь. Уже известно, что траурные мероприятия будут проходить на государственном уровне – такое решение было принято руководством страны в знак солидарности с еврейской общиной Франции.
«Мы глубоко скорбим по погибшим французским журналистам, полицейским, мирным жителям, убитым только потому, что они являются гражданами цивилизованного мира, — говорится в сообщении канцелярии Нетаньяху. — Мы глубоко скорбим по нашим еврейским братьям, убитым только потому, что они были евреями».
Оставаться нельзя репатриироваться
Селин Шарки — одна из заложниц в супермаркете, которой чудом удалось выжить. В интервью израильским журналистам он рассказала, как на ее глазах был убит один из заложников, попытавшийся оказать сопротивление нападавшим.
«Это было страшно, я закрыла глаза и только просила Всевышнего услышать мои молитвы», — говорит Селин.
В субботу с ней по телефону пообщался и Биньямин Нетаньяху. Селин едва сдерживала эмоции и все время подчеркивала, что своим спасением она обязана погибшим.
«Я хочу сказать Селин и всем евреям Франции, всем евреям в Европе: государство Израиль — это не только место, в направлении которого вы возносите молитвы, Израиль — ваш дом», — заявил после разговора Нетаньтяху.
Таким образом Нетаньяху обратился ко всей еврейской общине Франции, насчитывающей свыше 600 тысяч человек.
В Иерусалиме полагают, что рост антиизраильских и антисемитских настроений за последние несколько лет в Пятой республике заставил многих французских евреев задуматься об иммиграции.
Призыв к немедленной репатриации в Израиль озвучил и спикер кнессета, в прошлом известный советский диссидент Юлий Эдельштейн.
«Трудно сказать, что мы чему-то удивлены. К сожалению, фундаментализм и антисемитизм снова поднимают голову в смертельно опасном сочетании, которое лишний раз нам всем напоминает, что место евреев – только в Израиле», — написал Эдельштейн на своей страничке в Facebook.
К слову, французы еврейского происхождения понимают это и без призывов израильских официальных лиц. За минувший 2014 год на постоянное место жительство в Израиль прибыли 6800 граждан Франции. Для сравнения: в предыдущие годы этот показатель не превышал полутора тысяч.
В тоже время не все недовольные предпочитают ехать именно в Израиль. По словам депутата парламента Франции Меира Хавива, многие видят свое будущее в других странах – в Канаде, Великобритании, США, Австралии.
«Без евреев Франция будет другой, здесь не останется банкиров, юристов, экономистов, врачей, — заявил Хавив в интервью телеканалу кнессета. – Израиль должен сделать все возможное, чтобы французские евреи, которые все же решили уехать из страны, отправились именно в еврейское государство».
Повышенная готовность
Впрочем не все в Израиле считают, что призыв Нетаньяху к французским евреям именно сейчас покинуть свою страну является правильным шагом. В 2002 году после серии антисемитских нападений в подобном духе к французским евреям обратился тогдашний премьер Ариэль Шарон, что вызвало крайне негативную реакцию официального Парижа. Не особо складывались отношения между двумя странами и в дальнейшем.
В сознании израильтян сложившийся образ Франции далек от образа друга. Причиной тому – поведение МИД Франции на международной арене, в частности, во время ливано-израильской войны летом 2006 года и трех военных операций в секторе Газа (в 2009,2012 и 2014 годах).
Вдобавок к росту исламских настроений и нападений против евреев, Париж последовательно занимал пропалестинскую позицию, что заставило многих в Израиле недоверчиво относиться к роли Франции в ближневосточном урегулировании.
Ситуацию удалось немного улучшить в ноябре 2013 года после визита Франсуа Олланда в Израиль. Французского лидера здесь встречали на высшем уровне, что дало повод говорить о новой эре взаимоотношений.
«В Париже сильно обижаются, когда Иерусалим открыто призывает евреев Франции репатриироваться в Израиль, — говорит Ави Пазнер, в прошлом посол Израиля во Франции и Италии. – Подобные призывы там считают не иначе как проявлением недоверия к системе безопасности страны«.
Между тем в Израиле, где к вопросам безопасности относятся более чем щепетильно, предпочитают не дожидаться решительных действий французских властей, а уже сейчас делать собственные выводы.
Так, например, известно, что израильские власти намерены оказать помощь в охране еврейских объектов на территории Франции, включая синагоги, школы, детские сады.
Усилены также меры безопасности и во многих дипломатических представительствах Израиля в самых разных странах в виду конкретных предупреждений о террористических угрозах.