На фоне украинских событий в республике растут патриотические настроения.
В Белоруссии впервые с конца 1990-х националистические политики активно выходят на политическую сцену. Не в последнюю очередь новый тренд в белорусской политике связан с деятельностью Александра Лукашенко, который на фоне украинских событий впервые за время своего 20-летнего правления обратился к соответствующей риторике. Однако едва ли власть даст националистам стать полноценной политической силой.

Во вторник в Минске прошла пресс-конференция оргкомитета Конгресса в поддержку независимости Белоруссии. Сам конгресс предполагается провести 21 декабря. Его организаторы – Общество белорусского языка имени Франциска Скорины и Совет белорусской интеллигенции. Координатор оргкомитета – известный белорусский филолог Елена Анисим. Летом нынешнего года она заявила о готовности участвовать в президентских выборах в качестве кандидата, объединяющего вокруг себя националистов и тех, кто в целом симпатизирует идее национального возрождения Белоруссии.

«Известно, что официальная оппозиция находится в долгосрочном кризисе. Мы надеемся, что Конгресс в поддержку независимости даст импульс к консолидации общества, – заявил на пресс-конференции председатель Совета белорусской интеллигенции Владимир Колос. –

В условиях, когда власть подвергает опасности суверенитет страны, обществу обязательно необходимо сказать свое слово, а не молчать. Нам необходимо показать, что есть люди, обращающие внимание на общенациональные вопросы и предлагающие способы их решения».

Также на пресс-конференции журналистам представили проект «Манифеста в защиту независимости Беларуси», который планируется принять на конгрессе.

В последние месяцы белорусские националисты действуют намного более слаженно и успешно, чем «титульная» оппозиция, которую, наоборот, раздирают нескончаемые скандалы.

Более года «семерка» оппозиционных партий и движений не могла договориться о проведении конгресса демократических сил – а именно на нем предполагалось выдвинуть единого кандидата в президенты от белорусских демократов. Такой кандидат должен был стать главным соперником Лукашенко на выборах в ноябре 2015-го. Но не получилось: «семерка» на минувшей неделе окончательно раскололась на две группы, так что в выборах, вероятнее всего, примут участие сразу два кандидата от демсил, как это было в 2006 году.

В 2014 году в республике национализм неожиданно стал очень модной темой, и не последнюю роль в этом сыграли сами белорусские власти, прежде позиционировавшие себя скорее как правопреемники советской Белоруссии.

Появилось множество кружков и обществ по изучению белорусского языка, истории и культуры белорусов. Резко вошли в моду «вышиванки» – рубашки и майки с национальным белорусским орнаментом. В Витебске установлен памятник средневековому князю Альгерду, который многократно и успешно воевал с Московским княжеством.

Власти не препятствовали оппозиции отметить в сентябре 500-летие битвы при Орше, когда было разбито 80-тысячное московское войско, вторгшееся на земли Великого княжества Литовского, которое в Белоруссии считается прообразом нынешнего государства.

Более того, Нацбанк выпустил памятные монеты в честь князя Константина Острожского, который командовал войсками в той битве.

При этом белорусские националисты в качестве единственной реальной угрозы суверенитету страны рассматривают Россию. В негосударственных СМИ, например, открыто обсуждаются вопросы типа «Что делать, когда попрут русские?».

«Александр Лукашенко всегда считал, что основная угроза для его власти и его президентства – это Запад. Поэтому всегда боролся с проевропейскими организациями, пронационалистическими и в целом прозападными, – говорит глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. – После украинского кризиса он вдруг понял, что Россия тоже угроза. Но он 20 лет зачищал националистическое поле, поэтому сегодня ему приходится самому, своими руками создавать противовес России и ее влиянию в Беларуси».

Действительно, Александр Лукашенко с момента прихода к власти в 1994 году рассматривал именно националистов (тогда их объединял БНФ – «Белорусский народный фронт») как своих главных противников. В результате уже к концу 1996 года национальные символы (бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня») были запрещены – в страну вернулась государственная символика БССР. А лидер БНФ Зенон Позняк был вынужден бежать из страны и до сих пор остается за границей в статусе политэмигранта.

Также все 20 лет правления Лукашенко в стране ликвидировались белорусскоязычные школы и классы, сокращались ассигнования на белорусскую национальную культуру. Теперь же власть быстро «отыгрывает назад», стремясь хотя бы частично перехватить инициативу у националистов.

Лукашенко в этом году несколько раз публично выступал по-белорусски – правда, читать ему приходилось по бумажке, сам он белорусским языком не владеет.

В то же время он заявил о необходимости увеличить в школах количество часов, отведенных на белорусский язык и литературу. И в проекте бюджета на 2015 год – впервые за все время правления Лукашенко – резко увеличены расходы на белорусскоязычное образование и национальную культуру. В частности, время вещания телепрограмм Белтелерадиокомпании на белорусском языке вырастет на 25%.

«Всплеск национальных чувств у белорусов, который мы наблюдаем в текущем году, я бы не назвал национализмом в классическом его проявлении. Скорее это патриотизм с некоторой примесью национализма. Именно в этом году мы видим такой всплеск, так как сошлись несколько факторов. Первый – это внешняя угроза. Как бы белорусы ни клялись России в верной дружбе, но историческая память в них сидит, и русских белорусы не то чтобы не любят, скорее побаиваются, – считает участник аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Второй фактор: 24 года независимости сыграли свою роль. Выросло новое поколение, которое видело только белорусскую власть и порядок и, безусловно, считает себя белорусами, хотя и говорит на русском языке. И третий фактор – реакция властей на события в Украине, которая четко транслируется и доводится до рядовых белорусов через СМИ. А белорусская власть, безусловно, боится того, что происходит в Украине, и не хотела бы ни восстания пророссийских сил, ни «майдана», то есть восстания прозападных сил».

По мнению эксперта «Газеты.Ru», сам Лукашенко никогда не был националистом и сейчас им не является. Просто, как человек с огромной интуицией, он понимает, что для укрепления власти в данный момент надо подыграть национальным чувствам активной части белорусов, а большинству внушить, что «мы все-таки отдельный народ, ведомый правильным вождем».

И такие президентские заигрывания с националистическими настроениями выбивают почву из-под ног оппозиции и национальной интеллигенции, ведь прежде и те и другие продвигали себя как защитников всего национального белорусского вопреки Лукашенко.

По-своему видят ситуацию с ростом националистических настроений в Белоруссии профессиональные социологи.

«Я бы выделил два варианта ускорения процесса национальной самоидентификации белорусов. Первый – это ощущение внешней опасности, второй – целенаправленные усилия властей, — говорит социолог, директор «Белорусской аналитической мастерской» Андрей Вардомацкий. – В качестве примера внешней опасности выступают события в Украине, переросшие из «майдана» в Донбасс. Это плюс сознательные действия руководства страны способствуют тому, что процесс национальной самоидентификации белорусов, шедший крайне вяло последние 20 лет, сейчас резко ускорился. Сейчас формируется символическая составляющая белорусского национализма, но она может перейти в политическую плоскость – и с точки зрения властей, это опасно».

Источник информации: интернет-портал «Газета.ru»

 

Exit mobile version