Белорусские общественные активисты и чиновники от юстиции, похоже, не первый год устраивают своеобразное соревнования. Первые ищут легальные способы выражения своего отношения к белорусским порядкам, а вторые пытаются найти законные основания для того, чтобы им помешать.
Часто получаются курьезы. Так, например было с запретом одноминутных пикетов Павла Левинова, которые были запрещены из-за отсутствия договоров на обслуживание акций службами ЖКХ, медиками и милицией.
Еще один подобный случай – ситуация, сложившаяся с активистами из Лиды, на которых составили протоколы «за участие в митинге без слов». 25 марта на городском кладбище они почтили память членов белорусских партий, которые погибли во время Второй мировой войны. На кладбище они зажгли свечи и развернули бело-красно-белый флаг. Люди в штатском тут же переписали их паспортные данные и уже 2 апреля активистов начали вызывать в милицию.
«Митинг без слов» — безусловный нонсенс даже по меркам белорусской правовой системы. Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» дает понятию митинг такое определение: «массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы». Ключевое слово – обсуждение. Митинг невозможен без выступлений ораторов. Как обсуждение могло проводиться на митинге без слов? Телепатически? На языке глухонемых? Ответ на этот вопрос, возможно, даст суд, который состоится уже завтра.