Недавно «Белнефтехим» пожаловался на сельскохозяйственные организации, которые задолжали концерну за отгруженные удобрения, шины и нефтепродукты более триллиона рублей. По оценкам концерна, взыскание дебиторской задолженности невозможно. «Фактически это беспроцентный товарный кредит со стороны организаций концерна», — констатировали в «Белнефтехиме».
Еще ранее из-за неплатежей сельхозорганизаций прекратил поставки на внутренний рынок «Беларуськалий», пишет«Ежедневник».
Колхозы ищут халявы
О привычке сельских организаций жить в долг недавно рассказывали юристы. Игорь Ошуркевич, директор юридической группы «Советник» сообщал, что последнее время все больше организаций объявляют себя банкротами. Распространенной причиной финансовой несостоятельности становятся огромные долги по кредитам. «Когда спрашиваешь, зачем брали кредит под 50%, отвечают – «заставили». «Зачем заставили?» — «Чтобы колхозы прокредитовать», — передает диалог с банкротами юрист. — То есть свой кредит они скидывают авансом на колхозы за будущую продукцию».
По этой же теме вспоминается случай в конце прошлого года, когда работники «Минсксельстройпроекта» обратились в прессу с жалобой, что им не платят зарплату. Почему предприятие, которое разрабатывало сотни проектов для объектов жилого фонда, сельскохозяйственного и промышленного назначения по всей стране, задолжало работникам? — задались вопросом журналисты.
Оказалось, что предприятие активно занималось проектированием молочно-товарных ферм. Сельхозорганизации, заказавшие эти проекты, но так и не начавшие либо заморозившие строительство, с проектировщиками не расплатились. «Только по решению суда о принудительном взыскании нам должны более 1,5 миллиарда рублей», — сетовал тогда директор предприятия.
Бездонная бочка АПК
Сельское хозяйство – это хронический должник. Несмотря на постоянные финансовые вливания государства, его убытки растут. В 2013 году сельскому хозяйству из бюджета было выделено почти 5 триллионов рублей. По итогу же года прибыль этих организаций составила менее 4 триллионов.
Однако ни государственная поддержка, ни собственная выручка не стали основным источником средств. Сельское хозяйство жило в основном в долг. По данным Белстата, кредиторская задолженность сельхозпроизводителей превысила 36 трлн. рублей, а просроченная – 6 трлн рублей.
Позволять такое колхозам и дальше в условиях дыры в бюджете государству будет трудно. Поэтому не так давно на встрече с руководителями белорусских СМИ президент заявил: настало время разобраться, стоит ли дальше финансировать за счет государства агропромышленный комплекс.
Позже была создана рабочая группа во главе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, которая призвана решить проблемы АПК, в том числе низкой рентабельности, высокой себестоимости производства и задолженности хозяйств.
Стройка в долг
Для справедливости отметим, что не расплачиваться с кредиторами и поставщиками полюбили не только колхозы, но и предприятия других сфер.
Так, волна неплатежей прокатилась по строительному сектору. Чтобы не останавливать строительство в условиях безденежья и жесткой кредитной политики, государственные заказчики просто напросто не рассчитывались со строительными организациями. Те в свою очередь брали в долг стройматериалы. Крайними в этой цепочке оказались производители материалов.
Портал «Бизнес-новости» в прошлом году составил список районов с наибольшим удельным весом просроченной дебиторской задолженности. Возглавляют этот список регионы, где расположены цементные заводы.
Белорусский цементный завод в прошлом году говорил о сумме в 164 млрд рублей, которую задолжали им строители. «Красносельскстройматериалы» отдали в долг цемента на 237 млрд.
В августе прошлого года на проблему обратил внимание руководитель администрации Лукашенко Андрей Кобяков. «Понятно, что в стране строится много очень важных объектов общественного и промышленного назначения, ведется интенсивное жилищное строительство, но финансовая дисциплина должна соблюдаться. Конечно же, цементные заводы в ответ на господдержку в модернизации их производственных мощностей могут какое-то время быть своего рода донорами строительной отрасли, но не стоит этим злоупотреблять. У наших цементных заводов серьезные позиции и на внешних рынках», — наставлял он Минстройархитектуры.
Частный бизнес заставляют делиться
Среди госпредприятий теперь не считается зазорным не платить частным предприятиям за поставленные товары и услуги.
«Многие гопредприятия нашли хитрый способ решить свои финансовые проблемы – фактически не рассчитываясь с частными предприятиями, — заявлял недавно представитель бизнес-сообщества Александр Синкевич. — Они нам говорят: если вы будете требовать деньги, мы можем рассчитаться, но больше работать с вами не будем».
По данным Республиканской конфедерации предпринимательства, неплатежи госпредприятий стали одной из острейших проблем, волнующих сегодня малый и средний бизнес.
Их слова подтверждаются статистикой: в течение прошлого года отечественные предприятия нарастили дебиторскую и кредиторскую задолженность почти на 30%. При этом отмечалось, что рост привлеченного капитала белорусских предприятий превышал рост собственного.
Падение платежной дисциплины эксперты объясняли тяжелым финансовым состоянием организаций: сегодня более трети предприятий являются неплатежеспособными.
Мы это уже проходили
При нарастании кризиса неплатежей некоторые эксперты предрекают в Беларуси возврат тех времен, когда предприятия засчитывали друг другу задолженности, расплачивались по бартеру и выписывали векселя.