Назначая в четверг, 23 января, новых «вертикальщиков», президент Беларуси Александр Лукашенко затронул тему создания в Беларуси некой политической силы в виде ведущей партии.
— Я уже как-то задавал вопрос, может, риторический: может быть, для более полноценной общественно-политической жизни в нашей стране не хватает некой ведущей партии? Все страны, особенно вокруг, постсоветские республики такие партии имеют. Мы – нет. Я, честно говоря, абсолютно был бы не против, если бы была какая-то политическая сила, которая помогала бы нам работать с кадрами… Здесь у нас очень много проблем, и та система, которая создана через «вертикаль» власти, безальтернативна. Нет конкуренции. Это плохо, – заявил Александр Лукашенко.
Он вспомнил, что начиная от премьер-министра, главы его администрации, заканчивая помощниками, «гвалтом кричали, что такая политическая сила сегодня не нужна, все в руках председателей гор-, райисполкомов, облисполкомов. Поэтому создавать нечто искусственное не нужно».
Глава государства отметил, что считается, что выборы в местные советы – это «репетиция парламентских выборов и даже президентских». «Ладно, пусть будет так. Давайте будем репетировать, но так, чтобы была польза для нашего народа. Не будем ничего делать искусственно. И я не просто вас прошу, а требую, чтобы никакой искусственности здесь не было», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Действительно, президент не раз уже касался этой темы.
Так, в октябре 2012 года президент на пресс-конференции с представителями российских региональных СМИ, отвечая на вопрос о партийной системе в Беларуси, отметил, что партии в нашей стране не должны появляться с подачи власти:
— Я думаю, что партийная система должна сложиться, партии не должны появляться с подачи власти. Провластные партии, ясно какое отношение к ним… Я пообещал, что не буду подталкивать процесс формирования политических партий, созревания. Но, по крайней мере, я не буду этому препятствовать и буду его поддерживать.
Видимо, настало такое время.
А как относятся к идее создания в стране «партии власти» действующие политики и активисты гражданских кампаний и движений? Сможет ли власть, создавая «свою» партию решить вопросы комплектования созданной системы квалифицированными кадрами?
«Сегодня в Беларуси политика власти заключается в сдерживании развития партий», — говорит заместитель председателя Белорусской партии левых «Справедливый мир» Валерий Ухналев. Причем, по его словам, всех — и поддерживающих власть, и оппозиционных.
Власти на местах всячески препятствуют работе партий, утверждает политик. В качестве примера он приводит тот факт, что «в нарушение действующего законодательства не разрешается проведение митингов, пикетов, других массовых мероприятий».
Однако, уверен политик, Беларусь все равно придет к тому, что партии будут определять и влиять на путь развития страны:
— Во всем мире политические, государственные лидеры проявлялись именно через работу в партиях.
Первый заместитель председателя Движения «За Свободу» Юрий Губаревич говорит, что искусственно такую партию создать не получится. «Реально действующие партии могут существовать только в условиях демократической конкуренции, наличия в стране свободных выборов и содействия в развитии партийной системы на государственном уровне», — считает он.
В свою очередь экс-кандидат в президенты Григорий Костусев убежден, что в Беларуси давно назрела необходимость существования разветвленной партийной системы.
— Определение ведущей роли какой-то партии на определенный период должно происходить по воле граждан страны через выборы. Как показывает практика, примеры создания и существования «ведущих» партий в постсоветских странах ни к чему хорошему не привели.
Для примера он привел «Единую Россию», «ведущая роль» которой, по его словам, определяется ни народом страны, а чиновниками, принадлежащими к этой партии.
«Созданная Лукашенко система «вертикали» в Беларуси, где большинство чиновников принадлежат к пока еще общественному объединению «Белая Русь», практически подготовила ей роль «ведущей» партии», — говорит один из лидеров Партии БНФ.
Артем Агафонов, руководитель медиа-группы гражданской кампании «Наш Дом», считает, что вспомнить идею о создании правящей партии Лукашенко заставили украинские события.
— До сих пор он полагался исключительно на государственные чиновничьи и силовые структуры и идеологическую «вертикаль». Организации наподобие БРСМ и «Белой Руси» в этой системе играли все-таки вспомогательную роль. Видимо сейчас ему показалось, что в критической ситуации одной их лояльности может оказаться мало, и он озаботился созданием параллельной структуры, на которую сможет опереться.
Говоря о кадровом резерве, Артем Агафонов отметил, что продвижение «по партийной линии» сможет быть хорошим пряником для тех же чиновников.
— Не сомневаюсь, что подобная «правящая партия» будет иметь доступ к серьезным материальным ресурсам, которые будут контролироваться в меньшей степени, чем государственное имущество.
О том, что главным будет выгода, сказал и Юрий Губаревич. По его мнению, с созданием «партии власти» для заполнения кадровых прорех, «будет то же, что вышло из БРСМ или «Белой Руси», куда молодежь или чиновники идут ради получения дополнительных бонусов или выгод в карьерном плане».
Но, убежден представитель «За Свободу», такое формирование структуры абсолютно не способствует решению задач обозначенных Александром Лукашенко.
«Президентская «вертикаль» полностью узурпировала процедуру подбора руководящих кадров на всех уровнях управления страной, регионами, учреждениями, предприятиями, — говорит Григорий Костусев. — Подбор руководящих кадров всех уровней осуществляется не по профессиональным качествам, а по принципу преданности режиму. В результате уровень управления по качественным показателям опустился до минимума, а коррупционная составляющая в системе госуправления и во всех сферах экономики выросла до максимума».
Экс-кандидат в президенты подобные заявления Лукашенко воспринимает не иначе как «понимание своей беспомощности в борьбе с коррупцией, в попытках исправления ситуации в экономике».
В том, что страна оказалась кроме экономического еще и в профессионально-кадровом кризисе, вина полностью лежит на верхах, считает Валерии Ухналев.
— Но, опять же, подход у Александра Лукашенко неверный. Какая партия будет «ведущей» определяют люди посредством честных и справедливых выборов. И пока в Беларуси их нет ситуация не изменится: в кадровой системе будут тусоваться одни и те же люди.
Он напомнил слова главы Администрации президента Андрея Кобякова, который отмечал, что сегодня очень трудно уговорить кого-то пойти на ту или иную государственную должность.
Зампред «Справедливого мира» уверен, что только развитие политической системы, партий сможет в принципе решать проблему подбора кадров.
Федор Костров, «Товарищ.online»