Ежегодно Беларусь, несмотря на все конфликты, получает от России в разных формах щедрые вливания в свою экономику. Не станет исключением и 2014-й – Минск благополучно договорился и о новом российском кредите, и о дешевых энергоносителях. Какие методы используют власти Беларуси, чтобы получать экономические преференции от России?
В преддверии 2014 года Беларусь получила от России не только кредит на $2 млрд, но и добилась договоренностей по энергоносителям на традиционно-выгодных для себя условиях. В наступающем году Минск будет получать российский газ по цене $175 за 1 тыс. кубометров ($163-165,5 на протяжении 2013 года). То есть дешевле, чем любая другая страна Европы.
Нефтяной баланс подписан пока только на первое полугодие. Зато в размере 11,5 млн тонн нефти – то есть подразумевается, что Беларусь получит за год 23 млн тонн беспошлинной российской нефти. Именно столько Минск просил у Москвы месяц назад, но тогда ему отвечали, что больше, чем 21 млн тонн, на белорусские НПЗ не поступит. Однако в итоге наши власти добились своего.
В Минске даже простые обыватели с иронией называют Россию «наш сырьевой придаток». БДГ попробовала разобраться, какие методы использует белорусское руководство для того, чтобы постоянно получать от России экономические преференции.
20 декабря Генпрокуратура Беларуси заявила, что подчиненная ей Белорусская транспортная прокуратура выявила «многочисленные нарушения» в охранных зонах магистральных трубопроводов ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» на территориях Могилевской и Гомельской областей.
В сообщении Генеральной прокуратуры упоминаются «земельные участки и капитальные строения, артезианские скважины, расположенные в охранной зоне магистрального газопровода на расстоянии менее 200 метров в обе стороны от трубопровода», отсутствие необходимых согласований и другие нарушения, на основании которых по белорусскому законодательству можно на неопределенное время остановить прокачку газа.
Особого резонанса демарш прокуратуры не вызвал бы – если бы как раз в тот момент делегация белорусского правительства не вела в Москве переговоры о поставках газа в 2014 году, а украинские оппозиционеры не призывали надавить на Россию, перекрыв транзит газа в Европу. Соответственно, заявление прокуратуры было воспринято многими белорусскими аналитиками уже как давление со стороны Лукашенко на Путина.
«Это шантаж, строго говоря, скорее, не экономический, а экологический. Также белорусская сторона традиционно использует такую мотивацию, как защита прав потребителя, обеспечение безопасности – чтобы не допустить те или иные товары из России на свой рынок, – говорит белорусский экономист, директор Центра Мизеса Ярослав Романчук. – Также для давления используется надуманное несоответствие техническим стандартам. Уже давно известно, как в Беларуси проводятся тендеры, – вот российские производители сельхозтехники возмущаются: ни одного тендера они за 12 лет не выиграли – ну как такое может быть? Если же говорить о поставках газа, то недавно было сообщение, что «Газпром» собирается инвестировать $2 млрд в белорусскую газотранспортную систему и газохранилища. Конечно же, белорусская сторона будет «доить» «Газепром» и «Белтрансгаз» – слишком велик соблазн».
Упомянутый экспертом конфликт имел место в мае 2013 года. Тогда представители российской ассоциации «Росагромаш» в резкой форме заявили, что белорусские власти создают искусственные ограничения для работы на белорусском рынке российских производителей. При этом белорусские госпредприятия не имеют никаких препятствий для работы на российском рынке.
В пресс-релизе «Росагромаша», в частности, сказано: «Российские сельхозмашиностроители с первых шагов подготовки документации столкнулись с нарушениями основных принципов соглашения о госзакупках, действующего в рамках формирования ЕЭП, и нежеланием белорусской стороны допускать их к участию в тендере. Конкурсные документы в части технических требований преднамеренно составлены под машины белорусского производства».
«Мы давно сталкиваемся с дискриминационными условиями на белорусском рынке, – заявил агентству «Регнум» глава «Росагромаша» Константин Бабкин. – За последние три года нам не удалось продать в Беларусь ни одного комбайна, тогда как Россия в рамках государственных программ закупает тысячи белорусских машин. … С 2005 года в белорусских тендерах по сельхозтехнике регулярно участвуют российские заводы ОАО «Мельинвест» (Нижний Новгород), «Клевер» (Морозовск), ЗАО «Петербургский тракторный завод» … Анализ этой практики показывает, что предложения российских компаний или дискриминационно отклоняются на этапе конкурса, или остаются невостребованными белорусской стороной со ссылкой на «отсутствие спроса на технику»».
В самом конце года к теме дискриминации российских производителей в белорусских тендерах обратился уже посол России в Беларуси Александр Суриков. Вопрос допуска российских предприятий к государственному заказу Беларуси он поднял на пресс-конференции 27 декабря.
«Анализ электронных торгов, проведенных в Беларуси по закупкам в государственный заказ разного уровня в объеме $7 млрд, показал, что в этой структуре российское участие составило всего 0,04%. В то же время в таких же торгах в России белорусские предприятия получают до 5%, – сказал Суриков. – Нужна полноценная реализация соглашения о межгосударственных муниципальных закупках в рамках Таможенного союза без всяких изъятий, иногда совершенно сложнопонимаемых условий допуска к торгам: как расстояние между колесами, как мощность двигателя до одной лошадиной силы».
«Думаю, что шантаж «Газпрома» выявленными прокуратурой нарушениями был возможен в момент обострения отношений России с Украиной, в преддверии и сразу после саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. Тогда конфликт мог вылиться в ограничение российского газового транзита в Европу по украинской территории. И «Газпром» заплатил бы за гарантированный транзит через Беларусь любые деньги, – считает белорусский политик, глава международной организации «Наш Дом» Ольга Карач. – Но как только Россия выдала Украине кредит в $15 млрд, ее транзит оказался в безопасности. Так что все, что нарыли белорусские прокуроры, сразу стало неактуальным».
«В некотором смысле шантажом России можно назвать массовое получение белорусами «Карт поляка», которым белорусские власти недовольны только на словах, – говорит Карач. – «Карта поляка» дает своему владельцу массу льгот, включая возможность свободно проживать в Польше и устраиваться там на работу. В результате белорусы из западных регионов страны, обычно владеющие польским языком, начинают все активнее уезжать в Польшу на учебу и заработки, а Беларусь в целом – больше тяготеть к Польше – члену ЕС и НАТО. Официальный Минск это не приветствует, но и не препятствует – что заметно раздражает Кремль. Соответственно, России приходится покупать лояльность белорусов различными экономическими преференциями».