В Могилеве продолжает учиться по-белорусски единственная ученица в городе — Ялинка Соловьева. Четыре с половиной года родители ищут дочери одноклассников, однако все тщетно.

 

Другие родители говорят, что поддерживают Соловьевых, но никто из них не осмеливается отдавать своих детей в малокомплектной белорусскоязычный класс, пишет «Радио Свабода»
Как говорит мать Ялинки Надежда Соловьева, девочка хорошо закончила первые две четверти года. Проблем с учебой нет. Белорусскоязычная ученица обеспечена учебниками и другими необходимыми пособиями. Учиться Ялинка в школьном книгохранилище, которое приспособили под класс. Нареканий по поводу условий обучения тоже нет. Что к следующему, пятому классу, то родители Ялинки обеспокоены. Здание, где раньше учились младшие классы первой могилевской школы, признано аварийным.
«Пятый класс будет, если будут ученики, кроме Ялинки. В этом году потекла крыша, она давно текла, но заметили только в этом году и сказали, что очень опасно для здоровья детей. У школы же нет средств, чтобы отремонтировать её. Всех детей перевели в главный корпус. Мест сейчас не хватает. А тут еще нужно отдельное помещение для белорусского класса. Поэтому нам выделили только книгохранилище. Да и этой комнаты не будет, так как из него сделают классную комнату».
Как и в прежние годы, родители Ялинки придумывают разные способы, чтобы вовлечь в класс других детей, но пока результатов нет. Надежда Соловьева надеется, что класс станет привлекательным, если у нем будет физико-математический профиль. При этом она признает, что усилий ее и мужа недостаточно, но заниматься этим они все равно будут.
«Многие люди знают об этом классе, и все говорят: вы молодцы. Я говорю — тогда приводите детей своих. Они отвечают — нет, мол, что это за класс из двух человек, им же нужна коммуникация, надо как-то развиваться. И такие вот стереотипы очень хорошо срабатывают. Боятся люди всего нового. Не склонны родители отдавать своих детей в белорусскоязычные классы. Вот принесите им песенки на белорусском языке, дайте мультики на белорусском языке — я им все даю, но чтобы детей отдать на обучение, то нет».
Сама Ялинка Соловьева теперь смелее отвечает на вопросы журналиста. Родителям же говорит, что такое внимание к ней ей нравится. Она с интересом просматривает подшивки газет с публикациями о ее обучении. На вопрос, нравится ли ей учиться, отвечает:
«Очень нравится, потому что новое узнаю в белорусском языке. Я очень рада, что говорю на родном языке. Мечтаю, чтобы мой папа стал президентом. Сама хочу стать дизайнером, так как я очень люблю рисовать. Мы ездили на море. Мне очень понравилось. Ездили в Минск, Гродно, Витебск».
Прохожие на могилевских улицах вопросу о беларускоязычном обучении дивились. Долго гадали, есть ли в городе классы или школы на белорусском языке обучения, и рассуждали, есть ли перспектива у такого обучения. Некоторые из мнений:
Мужчина: «Теперь я и не припомню, чтобы остались такие школы. Когда я учился, они были. Это было лет десять назад. Я сторонник белорусского языка. Я за то, чтобы наш народ знал свой язык. Но, правду говоря, перспектив больших у этого нет. Народ же этого должен хотеть. Национальное самосознание должно быть, а его у нас нет».
Женщина: «Родители же у нас не говорят на белорусском языке. Он стал для нас почти иностранным. Вот когда ездим за границу, то на ней как-то интересно говорить. Интересно, когда узнают и говорят, что мы белорусы. А тут, когда слышишь родной язык — это слух режет».
Могилевчане признают, что белорусского языка в публичной жизни все меньше — поэтому откуда взяться и белорусскоязычному обучению? А есть ли шанс возродить его? Одно из мнений:
«Можно, но для этого нужны большие усилия не только правительства, но и самих людей. А у нас же люди вряд ли захотят менять. У нас к родному языку относятся очень плохо. В основном по привычке люди говорят по-русски».
Класс с белорусским языком обучения появился в Могилеве после почти десятилетнего перерыва благодаря усилиям общественности. Когда пришло время записывать в него детей, это сделала только семья Соловьевых. Непродолжительное время вместе с Ялинкой учились еще двое детей, но из-за проблем в семье их перевели в другую школу. Малокомплектные классы с белорусским языком обучения есть в Горках. В Осиповичах есть белорусскоязычная гимназия. На Могилевщине ежегодно закрывают по десятку белорусскоязычных сельских школ. В городах если школы и открываются, то русскоязычные.
В 2010-2012 годах на Могилевщине реализовывался комплекс первоочередных мер облисполкома по популяризации белорусского языка. Его утвердил председатель областной вертикали Петр Рудник в конце 2009 года. 30 декабря 2013 года он поздравлял детей с наступающим новым годом по-русски.
Exit mobile version