25-26 в Одессе проходила международная рабочая встреча лидеров гражданского общества и экспертов, посвященная развитию механизма социального заказа в странах постсоветского пространства. Встреча собрала участников из Украины, России, Казахстана, Молдовы, Армении, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси. Наша страна была представлена Гражданской кампанией «Наш Дом» в лице руководителя ее медиагруппы Артема Агафонова, который согласился ответить на несколько вопросов nash-dom.info.
— Что такое социальный заказ? Слова кажутся знакомыми, но что конкретно за ними стоит?
— Если коротко, социальный заказ – это механизм решения социальных проблем силами структур гражданского общества, реализующих утвержденные социальные проекты при поддержке государства. Более точное определение дать сложно, поскольку в разных странах социальный заказ приобретает самые разнообразные формы. Не стоит рассматривать социальный заказ только, как инструмент поддержки третьего сектора за бюджетные деньги. Его целями являются формирование активной и адресной социальной политики, конкурентной среды в социальной сфере. Кроме того, общественные объединения по своей природе лишены косности и инерционности государственного аппарата, способны проявлять инициативу и создавать инновационные подходы.
Еще одна задача социального заказа – снижение коррупционных издержек, поэтому общемировой тенденцией в этой сфере является конкурсный отбор, принципы открытости, прозрачности, непредвзятости и равенства всех участников.
— Существует ли социальный заказ в Беларуси?
— На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, не так давно понятие «государственный социальный заказ» появилось в белорусском законодательстве, однако его практическое внедрение еще не началось и начнется не раньше 2014 года. Кроме того, похоже, главным мотивом белорусского социального заказа является стремление сэкономить бюджетные деньги на социальной политике, чего в Министерстве труда и социальной защиты особо и не скрывают.
Предлагаемая Постановлением Совмина № 1219 от 27 декабря 2012 года модель не предусматривает диалога между властью и гражданским обществом и сдерживает инициативу последнего. По сути, все сводится к отношениям «заказчик – исполнитель», а процедура реализации соцзаказа напоминает обыкновенный тендер, отличаясь от него лишь большим формализмом и бюрократизмом.
Понятно, что такой подход не позволит нашей стране в полной мере реализовать весь потенциал социального заказа. Поэтому «Наш Дом» планирует подготовить ряд предложений, позволяющих этому институту полноценно заработать. В частности, это касается налаживанию обратной связи между государством и институтами гражданского общества, возможности проявления инициативы общественными объединениями, прозрачности процедуры определения направлений социального заказа и критериев оценки, внедрения таких форм реализации социального заказа, как государственный грант и ярмарка социальных проектов. Все это полностью укладывается в нашу концепцию «Евроремонта Беларуси»
— Не опасаетесь, что львиную долю средств, направленных на реализацию соцзаказа в нашей стране присвоят «Белая Русь», «БРСМ» и прочие подобные структуры?
— Безусловно, такая вероятность очень велика. Однако действовать нужно последовательно, добиваясь решения проблем по мере их возникновения. К тому же, это уже будет проблема не права, а правоприменительной практики, что, естественно, меньшее зло, с которым мы тоже не собираемся мириться. Кроме того, упомянутые организации у нас и так не бедствуют.
Для нас главная ценность социального заказа прежде всего в том, что это – альтернатива существующей патерналистской модели, при которой Власть практически монополизировала социальную сферу, формируя у граждан зависимость и потребительское отношение к государству. Сам по себе социальный заказ стимулирует самоорганизацию граждан, их объединение ради улучшения своей жизни и помощи ближним, меняя лейтмотив общественного самосознания с «Государство должно» на «Мы можем».