Главная проблема, с которой столкнулись проверяющие предпринимателей — отсутствие какой-либо маркировки на товарах. Замминистра торговли Наркевич рассказала как будут бороться с нерадивыми предпринимателями.

 

Она напомнила, что с 1 ноября государственные надзорные органы начали мониторинг торговых объектов, чтобы проверить, как выполняются требования о подтверждении безопасности и качества товаров легпрома. Уже проверено более 120 рынков страны.
«Мы проверили только третью часть рынков. Мы специально сделали такой срез, чтобы понимать, что в целом в стране происходит, доложить правительству и обозначить, что же делать дальше с товаром», — пояснила замминистра БелТА.
По ее словам, главная проблема, с которой столкнулись проверяющие, — это не отсутствие сертификатов о соответствии Техрегламенту ТС, а отсутствие какой-либо маркировки на товарах.
«Это информация о производителе или поставщике товара, его адресе, месте нахождения, информация о потребительских свойствах товара. Если брать легкую промышленность, то это размер, состав. А этой информации нет. Тогда возникает вопрос, а что же мы продаем в Республике Беларусь? Что это за товар? Он непонятного происхождения. Этот товар нарушает законодательство Беларуси, и дело даже не в техническом регламенте», — заявила Ирина Наркевич.
Замминистра подчеркнула, что таких товаров на рынках быть не должно.
«Прозвучали заявления, чтобы с 1 декабря прекратить вообще продавать этот товар. И я могу повторить, что товар без указания производителя и полной маркировки не может реализовываться нигде в Республике Беларусь ни 1 декабря 2013года, ни 1 января 2014 года, ни 1 июля 2014 год», — сказала она, имея в виду громкие заявлениявице-премьера Петра Прокоповича о том, что уже принято решение и вносится соответствующий нормативный документ, чтобы с 1 декабря запретить индивидуальным предпринимателям продавать товар, который не имеет подтверждающих документов.
В Минторге поясняют, что проблема, о которой идет речь, связана с субъектами хозяйствования Беларуси, для которых были установлены особые правила торговли — они могли торговать товарами на вещевых рынках без подтверждения соответствия обязательным требованиям, и не только легкой промышленности и всеми остальными, в том числе детскими, посудой, электроприборами. То есть для остальных индивидуальных предпринимателей подтверждение обязательно, а для плательщиков единого налога нет. «Плательщики единого налога привыкли работать не заботясь о безопасности товара и, соответственно, о безопасности потребителя. И то, что сейчас предлагается, ломает эту привычку, требует дополнительных затрат, поэтому воспринимается предпринимателями болезненно», — считает Ирина Наркевич.
Она подчеркнула, что товар неустановленного происхождения, нарушающий закон о правах потребителя, запрещен к реализации в Беларуси. Это требование действует давно и не касается темы техрегламента ТС на товары легпрома. «Просто здесь момент состоит в том, что действительно было какое-то послабление для индивидуальных предпринимателей, что они продавали определенный товар и он не должен был проходить сертификацию и декларирование. Массово никто не выходил на проверку», — пояснила она, добавив, что сейчас правительство вплотную занимается этой проблемой и ищет пути ее решения.
Рассматриваются, в частности, разные варианты того, что делать с некачественным товаром, запрещенным к реализации и изъятым из продажи. Возможно, с ним будут поступать по аналогии с конфискованным товаром или как с товаром секонд-хенд. В качестве примера Ирина Наркевич привела Российскую Федерацию.
«Сейчас Госдумой в первом чтении уже принят проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Законопроектом закрепляется порядок уничтожения контрабандной и контрафактной продукции легкой промышленности, изъятой из оборота и перешедшей по решению суда в собственность государства. Это пока обсуждается. Это серьезный шаг. Я не говорю, что мы сейчас по этому пути уже идем, но опять-таки для создания цивилизованного потребительского рынка и для улучшения межгосударственного сотрудничества в торговом обороте необходимы какие-то оперативные меры по пресечению незаконного ввоза этих непонятных товаров. Эта тема сейчас звучит в России очень активно. Поэтому, может быть, настало время и у нас к этой теме тоже плотно подойти», — сказала она.
Техрегламент ТС о продукции легпрома вступил в силу 1 июля 2012 года. Для поэтапного перехода к единым требованиям до 1 января 2013 года допускалось производство и выпуск в обращение на территории ТС продукции, не подлежавшей до вступления в силу техрегламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия. В Беларуси для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога этот период был продлен до 1 июля 2013.
Еще один переходный период касается продукции, на которую до введения техрегламента были выданы или зарегистрированы документы о подтверждении соответствия обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства — члена ТС. Производство и выпуск в обращение такой продукции допускается до 1 июля 2014 года.
Введение требований технического регламента Таможенного союза вызвало протест белорусских предпринимателей: на рынках и в торговых центрах Беларуси в конце июня — начале июля прошли забастовки предпринимателей. Предприниматели выразили недовольство регламентом, заявив, что он поставит их на грань выживания, поскольку обязывает производить дорогостоящую процедуру сертификации товаров легкой промышленности.
С целью оптимизации перехода к требованиям техрегламента министерства торговли, здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, Госкомитет по стандартизации 21 июня приняли совместное постановление. Согласно этому документу для предпринимателей — плательщиков единого налога упрощается процедура сертификации в соответствии с требованиями упомянутого техрегламента при условии предоставления ими сопроводительных документов на товары. Однако этот документ также вызвал недовольство в предпринимательской среде, заявившей о несовершенстве постановления.
«Белорусский партизан»
Exit mobile version