Обещанное повышение зарплат учителям обернулось увеличением довольствия лишь на 3%. Дыры в бюджетах школ латают с привлечением детского труда — школьники, например, вяжут веники. О качестве образования речи как будто не идет вообще.

Повышение тарифных ставок для некоторых категорий педработников привело к увеличению их зарплат в среднем на 3%, сообщил на пресс-конференции в Минске 30 сентября министр образования Сергей Маскевич.

Напомним, 1 сентября тарифные ставки (оклады) учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования были повышены на 25%. Одновременно увеличилась и норма педагогической нагрузки за ставку: для учителей и педагогов дополнительного образования — с 18 до 20 часов в неделю, для преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — с 720 до 800 часов в год.

Отметим, что о необходимости оптимизация труда учителей говорил Александр Лукашенко в своем послании народу и парламенту 19 апреля 2013 года. Именно Лукашенко озвучил предложение поднять ставку для учителей с 18 до 20 часов в неделю: «Ну сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?».

Теперь в учреждениях общего среднего образования более 96% педагогов работают с нагрузкой 20 и более часов в неделю. В прошлом учебном году педагогическая нагрузка учителей составляла в среднем 1,2 ставки, а неполная учебная нагрузка устанавливалась только при согласии работников либо по их собственным заявлениям, сказал министр.

При этом, по его словам, учителя из школы не побежали: «По информации управлений образования облисполкомов и комитета образования Минского горисполкома, увеличение педагогической нагрузки не повлекло увольнений работников».

Да и в целом, считает министр образования, в стране «не ощущается дефицита педагогических кадров», хотя в некоторых школах к работе привлечены преподаватели пенсионного возраста.

Как отметил Сергей Маскевич, трудности возникают с заполнением вакансий учителей предметов физико-математического профиля. В Минске существует также нехватка учителей начальных классов, что, по словам министра, связано с тем, что за последние три года количество начальных классов в столице увеличилось на 133.

Судя по всему, министр придерживается мнения, что качество среднего образования в Беларуси можно назвать достаточно высоким, подтверждением чему могут служить результаты опроса родителей.

«Согласно нашим опросам, уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг достаточно высокий: в среднем выше 4 баллов по 5-балльной шкале, — цитирует Сергея Мацкевича БЕЛТА. — Так, у родителей дошкольников этот показатель составил 4,47, в школах — 4,26».

Преподаватели же вузов берутся за голову, когда начинают работать с первокурсниками. Многие говорят, что подготовка детей все хуже и хуже.

На проблемы качества указывают и международные эксперты, в частности Всемирного банка. Для адекватной оценки качества школьного образования Беларуси следует принимать участие в международных проектах по оценке знаний, чего не происходит. Неучастие в них делает невозможным проведение оценки образовательных достижений и навыков в Беларуси по международным стандартам.

Для ответственных чиновников качество образования сегодня, наверняка, не самая главная проблема. Основной вопрос — где взять на эту сферу средства, так как бюджетных денег традиционно не хватает. Именно поэтому с чувством глубокого удовлетворения чиновники говорят о достижениях в привлечении внебюджетных средства.

Например, по словам Сергея Маскевича, в систему общего среднего образования Минска и Минской области в этом году привлечено около 60 млрд. рублей внебюджетных средств. В этом плане столичный регион лидирует. Деньги направлены на развитие материальной базы и капитальный ремонт учреждений образования, сказал министр.

Наибольший доход приносят образовательные услуги, в том числе репетиторство. «Меня привлекает работа учреждений образования Минской области по созданию школьных бизнес-компаний, которые оказывают услуги населению — обслуживание свадеб или вязание веников», — отметил Маскевич.

В итоге получается, что учителя работают больше, платят им практически столько же, а дети еще вынуждены помогать школе зарабатывать деньги. Разве можно такую ситуацию назвать нормальной?

Как отметил в комментарии для Naviny.by репетитор по математике и физике Евгений Ливянт, его прогноз о том, что зарплата учителей практически не увеличится, подтвердился: «Я до последнего надеялся, что ошибся. Однако с учетом инфляции увеличение зарплат в среднем на 3% означает, что она, в лучшем случае, осталась прежней».

Любопытно, что поймать на лжи никого из чиновников при этом не получится. Ливянт обратил внимание, что они умеют говорить полуправду: «Вы нигде не найдете фразы, которая бы несла четкий посыл об увеличении зарплаты на 25%. Однако их слова большинство учителей истолковали именно так. Эквилибристка со словами — это не достоинство чиновника, с людьми так говорить нельзя».

Евгений Ливянт считает, что когда учителя получат свою зарплату, которая мало чем будет отличаться от прежней, многие задумаются, а стоит ли продолжать работать в школе.

«Можно прогнозировать усиление оттока учительских кадров. Конечно, многие и многие учителя трудятся на совесть вне зависимости от заработка. И все же зарплата учителя в школе не держит, и это отражается на качестве работы многих из них. Ведь чтобы человек работал хорошо, важно, чтобы он не хотел потерять работу. Многие гореть на работе не будут, переживать за качество учительской работы не станут, а будут искать другое место. И поводом для увольнения, переполнившим чашу учительского терпения, может стать помимо зарплаты, например, начало подписной кампании. Как раз сейчас время выписывать «Настаўніцкую газету» и другие издания, которые навязывают учителям и детям, требуя со школ план по их выписке», — отметил Евгений Ливянт.

Белорусские новости

 

 

Exit mobile version