Белорусский работник глупеет, дорожает и должен обеспечить двух пенсионеров.

Чиновники обычно гордятся низким процентом безработных. Под этим они подразумевают возможность гражданина зарабатывать и подпирать государственный щит социальной защищенности собственным колышком. А вот эксперты по кадровому рынку не всегда разделяют стремления чиновников, пишет onliner.by.

На конец августа 2013 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,5% экономически активного населения, сообщается в свежем пресс-релизе Национального статистического комитета. В экономике в этом периоде было занято 4,53 млн человек, что на 1,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2013 года составила 22 тыс. человек.

Качество

Эксперты рынка призывают смотреть на вопрос шире. Отсутствие безработицы — это нивелирование отношения к труду, люди не дорожат рабочим местом, что ведет к низкой эффективности работы. И называют другую цифру: безработица должна составлять около 5% для обеспечения конкуренции рабочей силы. Тогда возможен такой сценарий: конкуренция и эффективный труд приведут к росту зарплат, возвращению мигрантов и исправлению ситуации в целом. Правда, такой сценарий требует широкого участия частного бизнеса в экономическом процессе…

Параллельно с количеством и вместе с уровнем образования падают качественные показатели человеческих ресурсов. Это следствие оттока кадров в начале девяностых и роста нагрузки на профессорско-преподавательский состав (количество студентов за 20 последних лет выросло более чем в 2,5 раза). Данные процессы привели к снижению среднего уровня высшего образования.

Вместе с интеллектуальными ухудшаются физические и психические характеристики. На выходе Беларусь попадает в парадоксальную ситуацию: рынок труда представлен среднего уровня выпускниками (не факт, что все они будут развиваться как специалисты), которых не хватает количественно, но которые постоянно дорожают.

Количество

Даже учитывая лукавство официальной статистики (эксперты говорят о том, что трудоспособного населения в Беларуси, учитывая трудовых эмигрантов и частично занятых, — около 3,6 млн человек), количество нетрудоспособного населения продолжает расти. Сейчас его доля составляет порядка 6,3 млн человек. В идеале соотношение первых и вторых должно быть 55% к 45%, но такие показатели характерны только для стран с высокой рождаемостью, к числу которых Беларусь давно не относится.

Отсюда напрашивается вопрос: как справится с растущей нагрузкой работающее население? У стран, где из кранов не льется нефть, а под ногами земля вместо золота, есть два выхода: увеличивать налоги или поднимать пенсионный возраст. Первый случай едва ли возможен, потому что взять еще больше из белорусской зарплаты — игра с огнем и бедностью. А вот второй вариант всерьез обсуждается в профессиональных кругах. Однако можно быть уверенным, что первый чиновник, который обмолвится об увеличении пенсионного возраста, станет одним из ненавистных жителей страны. Вот никто и не решается. Среди вариантов, которые эксперты называют разумными, — уравнивание женского возраста выхода на пенсию с мужским, а затем ежегодный подъем на 1 год для обеих категорий до 65 лет.

«В нашей стране складывается плохой количественный и качественный миграционный баланс. Фактически он отрицательный, хотя официальная статистика говорит об обратном, — рассказал недавно один специалист по HR (что переводится с английского как „человеческие ресурсы“, а раньше называлось кадровой политикой). — Еще хуже, что уезжают люди трудоспособные, с высоким профессионализмом и интеллектуальным уровнем. А приезжают в основном пенсионеры после долгих лет работы за границей. В Беларуси комфортно стареть, здесь чисто и спокойно. Но работали вернувшиеся пенсионеры и платили налоги в России, например, а пенсию платит бюджет Беларуси. Да, есть иммигранты — в основном это беженцы из напряженных точек. Их с удовольствием приглашают, они с радостью работают в сельском хозяйстве и создают блага для страны. Но сравнивать эти блага и добавочную стоимость с тем, на что способны уехавшие белорусы, просто нельзя…»

Вчера первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник на онлайн-конференции тоже сказал то, что смог«В настоящее время тема увеличения трудоспособного возраста для назначения пенсий по возрасту не обсуждается».

Exit mobile version