Чего хотят белорусские предприниматели от властей и какие перемены нужны для улучшения бизнес-климата в стране.
В рамках «Европейского диалога о модернизации для Беларуси» мы беседуем с председателем ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергеем Балыкиным.
— Как утверждают многие предприниматели и эксперты, бизнес-климат в Беларуси далек от совершенства. С другой стороны, наша страна в международном рейтинге Doing business последние годы активно карабкается вверх. Так как объективно выглядит сегодняшнее состояние предпринимательской среды в Беларуси?
— Если оценивать бизнес-климат в Беларуси, то, действительно, можно отметить, что он последние годы улучшается. Но улучшается он по одной простой причине — ухудшать его было просто некуда. Ситуация была настолько дикой и ужасной, что любые изменения уже были к лучшему. И если раньше бизнес-климат был очень плохой, то сейчас он улучшился и стал просто плохой.
Надо понимать, что при составлении этих рейтингов люди руководствуются формальными критериями. Если они будут анализировать наше законодательство, то, действительно, можно сказать, что оно улучшилось. Однако кроме собственно законов, есть еще и подзаконные акты, практика применения законов, сложившаяся система отношений государства с бизнесом. Например, нигде не прописано, что налоговые органы должны вести с предпринимателями душеспасительные беседы, интересоваться падением выручки и так далее. Такие неформальные проявления существенно ухудшают условия ведения бизнеса.
— Вице-премьер Петр Прокопович недавно заявил, что частный бизнес Беларуси в следующей пятилетке должен производить 50% ВВП. Действительно ли сегодняшняя экономическая политика властей может привести к такому достижению?
— У каждого свое понимание стимулирования предпринимательства. Если формально посчитать частным бизнесом все эти полугосударственные полуприватизированные предприятия — тогда да, может быть. Если же говорить о реальном малом бизнесе, то при нынешней власти это маловероятно. Наша власть любит устанавливать разные показатели не для реальной жизни, а для того, чтобы отчитываться — непонятно только перед кем. И может сложиться такая ситуация, что власть кнутом сама будет гнать бизнес в какое-то светлое будущее.
— Какие законодательные и административные перемены все же нужны белорусскому бизнесу?
— Лучшая реформа тут — это отсутствие реформ. На самом деле, чем меньше государство будет вмешиваться в регулирование бизнеса, чем меньше оно оставит себе функций — тем лучше будет для бизнеса, прежде всего для малого. Для бизнеса в нашей стране необходимо всего несколько условий. Первое — отсутствие гипертрофированной государственной опеки, мелочного контроля, предоставление гарантий сохранения собственности и стабильности.
У нас в бизнесе две проблемы — отсутствие гарантий и то, что правила игры постоянно меняются, и чаще всего не в лучшую сторону. Государство слишком много и часто ухудшает эти правила игры, и поэтому у бизнеса нет гарантии сохранения собственности, гарантии стабильности.
— Александр Лукашенко в разные годы по-разному высказывался по отношению к предпринимателям — были и «вшивые блохи», и то, что он готов пожать руку последнему предпринимателю…
— Лукашенко говорил и совершенно другие фразы — «предпринимательству в Беларуси быть», «президент — лучшая для вас крыша». Я могу целый такой цитатник составить.
— Тем не менее, как бы вы сегодня обозначили отношение властей к предпринимателям? Власть просто вынуждена их терпеть или рассматривает их как экономическое будущее?
— Я думаю, у властей сегодня нет четкой концепции экономического развития страны. У Лукашенко отношение к предпринимателям сложное и наполнено советскими стереотипами. Чисто теоретически он вроде любит предпринимателей, но он любит каких-то абстрактных предпринимателей, которых сам себе придумал — несвободных, зависимых, «чэсных». Этот образ скорее напоминает арендаторов в колхозе.
А реальный бизнес власти скорее терпят как какую-то вынужденную меру. Кому-то просто позволяют существовать, а до основной массы руки не доходят.
— А у самих предпринимателей есть какое-то идеальное видение отношений между властями и бизнесом?
— По большому счету, государство должно играть роль «ночного сторожа» — установить правила игры и следить за их выполнением. А уже субъекты хозяйствования между собой сами будут взаимодействовать. Так что мы упираемся в те вещи, которые в цивилизованном мире действуют уже сотни лет — свобода слова, разделение властей, неприкосновенность собственности и прочее.
Если же говорить о реальном белорусском бизнесе, в большинстве своем он достаточно равнодушен к политике, к общественным процессам. И чаще всего руководствуется сиюминутной выгодой — как, впрочем, и большинство белорусов.
Виталий ОСИПОВИЧ, СНплюс