Беларусь уверенно провалила показатели производства молока за первое полугодие этого года. Особенно резко снизился показатель товарности молока. В статистике он иллюстрирует ту часть от надоенного молока (в процентах), которая доходит до перерабатывающих предприятий.
Чтобы более наглядно представить суть этого показателя, откроем свежий номер любой районной газеты. В официальном органе Толочинского райисполкома газете «Наша Талачыншчына» от 27 августа отмечен самый высокий показатель товарности 105% у ООТ «Обольцы». Довесок в 5% образовался за счет высокой жирности поставленного молока после лабораторного исследования и приведения массы молока к табличной (стандартной) жирности.
Самая низкая товарность молока, надоенного и проданного государству у УП «Толочинская новинка» – 71 %. Иными словами, надоив тонну молока, ферма этого бывшего колхоза отправила в райцентр лишь 710 килограммов.
190 килограмм выпили телята. Справедливости ради надо признать, что были времена, когда этот показатель был намного хуже.
Главная аграрная газета страны «Белорусская нива», задаваясь вопросом, надоев и приписок привела справку: «Расход молока на внутрихозяйственное потребление увечился с 373,0 тысячи тонн в 2012 году до 423,6 тысячи тонн в 2013-м – на 50,6 тысячи тонн, или 113,5 процента».
Устами своего журналиста газета сделала интересный вывод: «Может, увеличение расхода молока на внутрихозяйственное потребление не что иное, как скрытые приписки надоев? Такое бывает, но не хочется в это верить: слишком уж массовый характер приобрело явление. Тогда в чем причина?»
Побывав на поле во время дойки коров в одном из хозяйств Витебщины, я наблюдал типичную картину.
Двухмесячные телята, гурьбою резво бегают по полю вместе с мамами-буренками. Периодически они переходят на так называемый «подсос». Инстинкт подсказывает им прикладываться к вымени ближайшей молочной коровы. Малейшая задержка с началом доения, особенно в дни выдачи заработной платы, приводит к тому, что молоко начинает выделяться, и тогда телята выпивают нужного для растущего организма белкового корма до отвала.
Понятно, что удой от коровы после этого процесса снижается. В молокопровод поступают лишь остатки молока.
Однако, на бумаге естественный процесс сосания коров телятами, выглядит так, будто доярки сначала выдоили закрепленных коров, а потом напоили этим молоком телят, не достигших двухмесячного возраста.
В журнале учета надоев молока заведующая фермой по своему усмотрению заносит нужную цифру. Доярки, в свою очередь, на глазок «разносят» якобы надоенную массу молока по карточкам закрепленных коров. Надо быть очень наивным выпускником журфака, чтобы усомниться в том, что при таком механизме учета надоев, не может быть больших приписок.
Ясность в картину приписок и свое видение «сюжета» внес на днях Комитет Госконтроля Беларуси. Вотофициальное сообщение:
«Анализ деятельности производителей молочной продукции показал, что 19 заводов работали напрямую с лжепредпринимательскими структурами. Продукция покупалась за белорусские рубли и по белорусским ценам, после чего вывозилась по теневым схемам в Российскую Федерацию и реализовывалась за валюту».
А вот цитата из заявления на брифинге начальника главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Сергей Федченко: «В молокопереработке есть такая проблема, как приписки объемов производства и выручки, приукрашивание ситуации с запасами продукции. Особенно грешат этим предприятия Витебщины… Установлены также многочисленные факты невозврата валютной выручки, нарушения законодательства о бухгалтерском учете, государственной статистики в сфере строительства и т.д…»
«Начальник отдела контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, Комитета государственного контроля Денис Головарев проинформировал, что в ходе проверки «ОАО «Оршасырзавод» установлено, что в текущем году, в 2012 и 2011 годах работники предприятия последними числами каждого месяца составляли и подписывали первичные документы на отгрузку сыров и мороженого в адрес коммерческой организации, расположенной в Орше, которая в последующем оформляла документы на возврат продукции в тех же объемах и той же стоимостью, что было указано в документах на отгрузку. Всего с июня 2011 года по март текущего года было оформлено документов на отгрузку продукции на Br42 млрд. Однако, как установили работники КГК, продукция даже не покидала территорию сырзавода».
Дальше – больше!
Судите сами: «…отгруженное «Оршасырзаводом» в декабре 2010 года в адрес ОАО «Витебскмясомолпром» мороженое больше года пролежало (подчеркнуто автором) на складе, пришло в негодность и было возвращено… В результате заводу причинен вред в размере Br11,8 млн.
В настоящее время материалами проверки занимаются правоохранительные органы, действиям должностных лиц будет дана правовая оценка», – прозвучало на брифинге.
Директором предприятия «Оршасырзавод» ныне является господин Жельдибаев. Он, конечно, не может и не должен нести ответственность за действия своего предшественника…
А вот внести ясность в оршанские особенности экономических взаимоотношений, когда за поставленную продукцию в течение года не производятся расчеты деньгами, он может. Ведь именно Жельдибаев в период, охваченный проверкой КГК, занимал должность заместителя председателя Оршанского горисполкома по экономике…
Николай Петрушенко, Витебский Курьер