На заседании Комиссии Мингорисполкома по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей Минска 20 августа 2013 года принято решение внести на сессию Минского городского Совета депутатов предложение присвоить названия пяти безымянным улицам столицы. В числе прочих, существующую улицу от ул. Основателей до линии железной дороги в агрогородке Колодищи предложено наименовать улицей Танковой.
Быть или не быть в Колодищах улице Танковой — зависит от депутатов. А пока идет обсуждение этого вопроса и каждый житель столицы вправе выразить свое мнение и направить его в Мингорисполком.
Хочу и я положить свой «пятак» на чашу весов, на которых депутатам предстоит взвесить мнения граждан.
Для начала предлагаю ознакомиться с комментариями читателей портала TUT.BY по этому вопросу:
ulak: Вайна ў галаве сядзіць, надакучылі вы ўжо з ёй
Миледи(290208): я пацифистка и лично мне не очень бы хотелось жить на улице, упоминающей войну
Роджер-выпивоха: Да гэтага часу называю гэту вуліцу Танкавай. Пры гэтым здымаю капялюш перад творчасцю Яўгена Іванавіча Скурко.
natalia3gs: Зачем было переименовывать, якобы избавляясь от военных названий в городе, а через 10-15 лет это же название давать другой улице?
Сторонников предложенного варианта переименования среди читателей, к сожалению, не нашлось. Да и откуда им появиться, если и идеологи Мингорисполкома не посчитали нужным обнародовать свое обоснование внесенного предложения.
А ведь не трудно было напомнить от имени комиссии, что, принимая это предложение, они исходили, например, из решающего вклада танкистов Красной Армии в освобождение Минска в 1944 году.
Впрочем, косвенно в пользу агитации за улицу Танковую выступила в «Белорусской военной газете «Во славу Родины» столичная журналистка Елена Романова, опубликовавшая прекрасный материал о подвиге танкистов под командованием Зиновия Колобанова. Он написан в форме отчета о поездке делегации Союза офицеров на Толочинщину, где родился, жил, работал, умер и похоронен командир орудия танка «КВ» в августе 1941 года под командованием Колобанова ( похоронен в Минске) ,уничтоживший под Лениградом из засады 22 танка вермахта.
Этот подвиг, с одной стороны, широко известен, с другой – есть немало тех, кто готов в угоду танковым асам вермахта поставить под сомнение сам факт того знаменитого боя.
Если верить сайту «Советские танковые асы», подвиг танкистов Колобанова и Усова занимает почетную, но все же 22 строку.
Белорусскому военному ведомству, его официальному печатному органу, вместе с «Военно историческим обществом», кстати, 10 лет назад аргументировано поддержавшим увековечивание памяти подвига танкистов – асов, давно надо было провести сравнительный анализ результативности приведенных на этом и других сайтах танковых экипажей на основании архивных материалов.
В пользу того, чтобы минчанин Зиновий Колобанов и толочинец Андрей Усов заняли более почетную ступеньку на названном мною сайте, свидетельствуют их копии наградных листов на присвоение высокого звания Героя Советского Союза.
Да, звания Героя они не получили. С позиции сегодняшнего дня их подвиг явно недооценен. Почему? – тема отдельного исследования.
Важнее другое. Эту ошибку Военного Совета Лениградского Фронта образца февраля 1942 года можно и нужно исправить сегодня. Смею выразить уверенность, что она уже исправляется или будет исправлена. По моим сведениям из весьма надежных источников Президент России подпишет вскоре Указ о восстановлении исторической справедливости.
И это даст дополнительный импульс для увековечивания подвига танкистов в названии улицы в Минске!
Готов согласиться с теми, выскажет предположение о том, что в этом случае мы получим и новую волну недовольных (от имени поколения «пепси») тем, что наши земляки — танкисты здорово обломали рога в августе 1941 года фашистским бронированным чудовищам..
И тут я не могу не выразить сожаление той легкостью, с которой уважаемая газета подлила воды на «колесо мельницы фальсификации».
Зачем, спрашивается, журналисту Елене Романовой захотелось так не аргументировано приукрасить суммарный боевой счет танкиста Усова. В своем отчете она пишет:
«До 1944 года Андрей Михайлович воевал под Ленинградом, участвовал в операции «Январский гром», затем в боях за Псков и Нарву, освобождении Тарту и Риги, взятии Гданьска, Кёнигсберга, Ростока. Он трижды горел в танке, трижды был тяжело ранен. К маю 1945‑го уничтожил 27 (по другим источникам — 41) танков противника. Войну закончил в звании гвардии старший лейтенант, с множеством наград, в их числе — ордена Ленина и Красной Звезды.
Тут что ни строчка, то повод для того, чтобы повторить мне свои же слова – «Упущенная возможность военной газеты».
У этого издания была возможность перед публикацией материала посетить в Минске военный архив, где хранится личное дело офицера в отставке Усова.
Я его листал дважды. Первый раз — в Толочинском военкомате, когда готовил письмо в военно-историческое общество о необходимости увековечивания подвига танкиста Усова. Второй раз, в архиве, в прошлом году.
Фронтовая судьба избавила легендарного танкиста Усова и от тяжелых ранений, и от горения в подбитых танках, и от возможности щелкать как орехи боевые машины противника, и, соответственно, от обилия наград.
Нет документальных сведений об увеличении им боевого счета до четырех десятков подбитых танков! Надо, прежде чем поддерживать существование такой гипотезы (или, скорее легенды), принимать во внимание то, что в условиях карельских болот, где пришлось почти всю войну воевать танкисту Усову, просто не могло быть сосредоточено столько танков вермахта, чтобы они трижды жгли его знаменитый танк «КВ» с именной надписью на борту «Андрей Усов».
Есть сведения о награждении его орденами Ленина (1942 г.) году, орденом Отечественной войны 2 степени (лето 1944 г.), Красной звезды ( осень 1944 г.), Два последние ордена – за мужество, проявленные в боях в составе 46 отдельного гвардейского тяжелого танкового полка прорыва.
Без всяких приукрашиваний боевой путь нашего легендарного танкиста – белоруса можно считать недооцененным еще и потому, что в честь 40–летия Победы советского народа он не получил причитавшийся ему, как орденоносцу, орден Отечественной войны 1 степени…
Причина тому – обыкновенная халтура чиновников, от которой фронтовики страдали во время войны, и которая продолжалась в мирное время и бурно расцветает ныне. Кто сомневается – посмотрите на текст представления к «званию улицы имени танкистов», в котором нет даже нескольких строк обоснования этого решения.
Николай Петрушенко