Власти объявили войну бабушкам, торгующим помидорами и картошкой.
Вести «боевые действия» поручено столичной милиции и налоговой инспекции. Однако сами нелегальные торговцы покидать улицы не спешат, объясняя это тем, что других возможностей хоть как-то улучшить материальное положение у них просто нет. А эксперты предупреждают, что запретительные меры властей не принесут успеха, пишет Deutsche Welle.
Боязнь ощущения вседозволенности
Поручение окончательно разобраться с нелегальной уличной торговлей и «навести порядок в городе» было дано мэром МинскаНиколаем Ладутько налоговой инспекции и милиции 19 августа на совещании в Мингорисполкоме. Мэр отметил, что в белорусской столице насчитывается 25 мест, где собираются уличные торговцы-нелегалы.
«Через такие места в выходные дни проходит практически миллион человек. В их сознании формируется ощущение вседозволенности, неумения или нежелания властей реагировать на подобные факты», — заявил Ладутько.
Примечательно, что команда навести порядок в сфере нелегальной торговли была дана в период сбора урожая в деревнях и на дачных участках. В это время жители сел и пенсионеры-дачники зачастую выходят на городские улицы, чтобы продать излишки овощей и фруктов, выращенных на собственных огородах. Инициатива мэра Минска их вовсе не обрадовала.
Огородный бизнес
«Я пожилой человек, пенсия у меня маленькая. Привожу в выходные с дачи ведерко огурцов или помидоров и продаю их возле дома», — рассказывает пенсионеркаНаталья Брониславовна. По ее словам, доставка овощей с дачного огорода занимает полдня — участок находится в нескольких километрах от электрички, дорога на которой до Минска занимает около часа. Но зато возле дома помидоры можно продать за полчаса. В результате пенсионерка зарабатывает в среднем 30-60 тысяч белорусских рублей (от 3 до 5,5 евро в пересчете). Половина этих денег уходит на оплату проезда.
Заявления минского градоначальника о наведении порядка в сфере уличной торговли Наталью Брониславовну разочаровали, так из-за этих планов властей она может лишиться небольшого дохода. «Я и так милиции стараюсь на глаза не попадаться. А уж если штрафовать будут, то этого точно не потяну», — призналась пенсионерка.
Заметим, что Николай Ладутько на вышеупомянутом совещании сделал оговорку относительно пожилых женщин. «Бабушки, которые реализуют домашние закатки, — это одно. А вот все остальное, то, что является незарегистрированным видом предпринимательской деятельности, должно жестко пресекаться», — заявил он.
«Но я закатки не продаю. И как мне реагировать на такие заявления?», — недоумевает Наталья Брониславовна. Впрочем, по ее словам, пока показательных акций милиции по борьбе с уличными торговцами в Минске она не видела. Люди как продавали продукты и ширпотреб в подземных переходах, у магазинов и торговых центров, так и продолжают продавать.
Запреты без альтернативы
Как считает председатель инициативной группы по созданию общественного объединения белорусских пенсионеров «Наше поколение» Татьяна Зелко, как бы минские власти ни пытались пресечь уличную торговлю, люди все равно будут заниматься ею.
«Минчанам не предлагают альтернативы. Власти закрывают рынки. На места, предусмотренные для торговцев-частников, не пробиться, и стоят эти места дорого. Вот пенсионеры и идут торговать на улицы», — объясняет Зелко. И добавляет, что спрос рождает предложение, поэтому уличная торговля в Минске весьма востребована.
Председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин также считает, что запретительными мерами со стихийными рынками бороться непродуктивно. «Наказывать людей хотят за торговлю в неустановленных местах. Так, может быть, лучше создать больше установленных мест, расширить их, чем гоняться за торговцами», — предлагает Балыкин. На его взгляд, «ощущения вседозволенности», которым обеспокоен Ладутько, также опасаться не стоит.
«Оно в Беларуси присутствует только у одного человека, не буду называть его фамилию», — говорит эксперт. Что же касается недополученных налогов от нелегальной торговли, то такие расчеты, по словам Сергея Балыкина, весьма сомнительны: «Организация милицией и налоговой инспекцией проверок может потребовать больших затрат, чем полученный от них экономический эффект».