В скором будущем ситуация с иностранными рабочими в Беларуси может резко измениться.
«Комсомольская правда» выясняла различия в положении гастарбайтеров в Беларуси и России.
Тын и его друзья
Вьетнамец Тын работает на стройке в будущем минском микрорайоне Лебяжий уже две недели. В оранжевой каске и великоватой спецовке он выглядит забавно, но ему на это плевать. Жестами и парой русских слов Тын объясняет, что на родине он зарабатывал 400 долларов. А за тысячу, которую ему обещали в Минске, готов работать хоть ночью.
— К нам на объект распределили 20 человек, — говорит мастер Строительного управления № 115 Илья Киселев. — Объясниться с ними тяжело, но работают — мечта. Не филонят, не пререкаются и не пьют.
— А белорусские строители сколько зарабатывают?
— Да ту же тысячу. Но вьетнамцы за эти деньги вкалывают весь месяц, а наши — вахту неделя через неделю. Так что вьетнамцы обходятся вдвое дешевле.
Тын и его друзья для Минска — в диковинку. В Беларуси вообще с гастарбайтерами напряженка. Белорусы и на рынках торгуют, и улицы метут, и подъезды драят. Почему так?
Гастарбайтеров в Беларуси готовы встречать с оркестром. Еще недавно, чтобы взять иностранца на работу, нужна была специальная лицензия. Но пару лет назад порядок упростили. Теперь требуется только разрешение, его можно получить за две недели и 60 долларов. Мало того, Беларусь приняла программу привлечения иностранцев на постоянное проживание: планируется давать приезжим подъемные — около 1000 долларов. Приоритет — гражданам СНГ. Добро пожаловать, только бы залатать демографические пустоты и нехватку рабочих рук. Население-то стареет. А те, кто полон сил, сами двигают на заработки за границу.
Россия платит больше
В 2011 году Лукашенко ездил в Таджикистан. Среди прочего руководители государств подписали соглашение о трудовой деятельности граждан Таджикистана в Беларуси и наоборот.
— После этого мне позвонила дама из Душанбе, — рассказал председатель базирующегося в Минске Международного общественного объединения таджиков «Сомониен»Джумабой Бободжонов. — Сказала, что занимается поставкой таджикских рабочих за рубеж, и предложила свои услуги. Я пошел в «Минскстрой». Там обрадовались и сказали, что готовы принять 2800 человек. Причем за свой счет привезти, дать жилье в коттеджах в бывшем пионерлагере. Но эта дама смогла собрать только 45 человек! Их шикарно разместили, кормили, но они все равно уехали через 4 месяца. Потому что у них не было квалификации, и потому получали они 500 — 600 долларов. А надеялись на тысячу. Я хочу, чтобы вы поняли: Россия даже таким работягам платит больше. А уж о специалистах и говорить нечего. В том же лагере было 100 таких узбеков и 20 азербайджанцев. Так они работали по 12 часов даже в выходные. Вот у них и выходило 1200 — 1500 долларов.
Сегодня мигранты могут заработать и больше: последние два года зарплата в Беларуси растет какими-то неоправданно стремительными темпами. А людей все равно не хватает. В минском метро объявлениями о вакансиях вагоны обклеены словно обоями. Требуются электромонтеры, монтажники, продавцы, уборщицы — далее везде. Зарплата в пересчете с белорусских рублей — от 500 до 1000 долларов. Некоторые специалисты — например, монтажники сложного оборудования — могут и 1400 долларов заработать. Блеф? Были такие подозрения. Еще недавно, после кризиса 2011 года, реальные доходы упали в разы. И тут вдруг такой рост. Но журналисты поговорили с дворниками, продавцами — они здесь сплошь славяне и получают не меньше 4 — 4,5 миллиона местных рублей. Это те самые 500 долларов.
Правда, многие рост доходов воспринимают с недоверием и ждут нового кризиса.
— Беларусь тратит на 15 процентов больше, чем зарабатывает, — говорит минский экономист Леонид Злотников. — А новыми кредитами покрываются выплаты по старым. Рост доходов — это мыльный пузырь, который рано или поздно должен лопнуть.
— Вероятность нового кризиса есть, — говорит директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. — Но если доходы все-таки продолжат расти, от желающих поработать иностранцев отбоя не будет. Сейчас средняя зарплата по стране — 500 долларов. В Минске — 700. Примерно столько было в России в начале нулевых, когда туда хлынул поток трудовых мигрантов. И у нас процесс уже пошел. Правда, в Беларуси в отличие от России сохранилась система профтехобразования: на многие вакансии, заполняемые в Москве гастарбайтерами, здесь спокойно идут местные. А уж лавины нелегальной миграции у нас точно не допустят. Для этого есть мощный административно-полицейский аппарат.
Вообще белорусская миграционная политика напоминает девушку в лавке кондитера. Сладкого очень хочется, но если переборщить, калории обоснуются на талии — потом не сгонишь. Вот поэтому девушка берет лишь маленькие кусочки и долго их пережевывает.
Начальник Департамента гражданства и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун показывает статистические данные. По российским меркам это смешные цифры.
— В первом полугодии в Беларусь на работу прибыло 6987 человек, — говорит он. — В общей сложности в этом году мы намерены привлечь 12 тысяч трудовых мигрантов. Еще столько же — на постоянное место жительства. Вообще сейчас приезжающих жить к нам на 10 тысяч больше, чем выезжающих. Это так называемое положительное миграционное сальдо. К 2015 году мы намерены увеличить сальдо до 60 тысяч.
Рабочих-нелегалов в Беларуси вообще можно занести в Красную книгу. Их проживание здесь связано с громадными рисками и издержками. Например, в России до последнего времени никто не проверял, живет ли иностранец по месту регистрации. Хозяева «резиновых» квартир зачастую и не видели своих «постояльцев». В Беларуси такое практически невозможно. Где зарегистрировался, там и живи. Решил снять другую квартиру — оформляй документы снова. Иначе ты нарушитель миграционного законодательства со всеми вытекающими в виде депортации и запрета на въезд. Последний инструмент в России только набирает обороты. А в Беларуси уже активно используется.
— Не хочется хвастаться, но нам удалось наладить эффективный контроль пребывания иностранцев на нашей территории, — говорит Алексей Бегун. — В этой системе главную роль играют участковые и другие милицейские службы. Но и граждане очень помогают. Если видят подозрительных приезжих, поселившихся по соседству, они обязательно сообщат в милицию. Нам даже специальных мероприятий проводить нет необходимости. Когда в России начались зачистки на рынках, мы решили проверить, не перебрались ли ваши нелегалы к нам. Один рынок проверили, второй… Так торговцы сами говорят: «Зачем нам конкуренты! Если кто появится, сами сообщим».
Коррупционные риски есть. Но здесь помогает многоуровневая система контроля. Например, позвонил человек участковому и сообщил, что рядом живут мигранты. Участковый пришел, взял взятку и закрыл на все глаза. Потом сосед снова сообщает о мигрантах, но в другую службу. И если выяснится, что в квартире живут нелегалы, а участковый не принял мер, у него будут такие неприятности, что никакие деньги не в радость.
Минск ждет китайскую волну
В будущем микрорайоне Лебяжьем дома строят и белорусы, и вьетнамцы, и китайцы. А в других районах трудятся сто рабочих из Северной Кореи. В «Минскстрое» им не нарадуются. По словам гендиректора Николая Милошевского, недавно представитель Северной Кореи сетовал, что его сограждан слишком мало нагружают. Они, дескать, должны работать не 8, а 12 часов в сутки. Кстати, с северокорейцами приключилась забавная история. Они работали на строительстве домов социального жилья, где для экономии расход материалов предусмотрен минимальный. Но вместо одного слоя штукатурки они положили три, сведя на нет всю экономию. А на претензии ответили: «Мы будем делать так. Ведь если получится плохо, вы нам не заплатите».
Впрочем, на них все равно никто не в обиде. Только «Минскстрой» намерен в ближайшее время привезти еще 500 корейцев и столько же вьетнамцев. Местные жители этого, скорее всего, даже не заметят.
— Наши люди не считают трудовую миграцию угрозой, — говорит директор исследовательского центра «Исследования, прогнозы, мониторинг» Александр Чубрик. — За последние 10 лет ни в одном опросе эта проблема не выходила на первые позиции. Белорусов гораздо больше волнуют инфляция и пьянство.
Впрочем, скоро все может измениться. Беларусь и Китай собираются строить неподалеку от Минска гигантский индустриальный парк. Предполагается, что работать в нем будет около 600 тысяч человек. По некоторым оценкам, из Китая приедет не меньше 200 тысяч. И местные жители опасаются, как бы Минск не превратился в настоящий «Чайна-таун».