Новости из Уручья — и снова по уплотнению: Мингорисполком отменил свое прошлогоднее решение об отмене строительства одного из домов на улице Шугаева.
В материале TUT.BY — о том, что о таком положении дел думают жители, выступавшие против строительства, а также анонимный ответ из администрации Первомайского района насчет того, почему так происходит.
О том, как городские власти успокоили население, а потом взялись за старое
Пословица про то, что на одни грабли не наступают дважды, — не про столичный район Уручье. Многие помнят борьбу жителей Уручья-2 с уплотнением. В границах улиц Руссиянова и Шугаева планировалось построить шесть высоток. В связи с этим общественная жизнь в Уручье кипела: жители собирались на протесты, приходили на обсуждения в одну из местных школ, требовали отставки главы администрации, удивлялись парням в спортивной одежде, которые вырубали деревья в скверике, попадали под арест и устанавливали на месте будущей стройки памятник. Одним словом, чего только не было. За всем этим внимательно наблюдал TUT.BY. Были мы и на пресс-конференции, которую давал сам мэр Минска Николай Ладутько. В конце июня 2012 года городские власти пошли на компромисс: два дома из запланированных шести решили все-таки не строить.
«Один из домов — № 21 по Генплану – относится к ЖСПК «Первомайский-1». Второй – № 19 по Генплану – должна была строить компания «Белсплав». 21-му дому будет предоставлена другая площадка в Первомайском районе, 19-му – компенсационная площадка в городе Минске», — писали мы.
Однако уже в марте этого года в Мингорисполкоме прошла пресс-конференция, не предвещавшая для жителей Уручья-2 ничего хорошего. Тогда чиновники заявили: «Наиболее благоприятный для жизни район складывается из высокоплотной застройки».
Прошел лишь год с отмены строительства двух домов – и вот дом № 21 по Генплану решили все-таки строить. В редакцию TUT.BY обратились жители Уручья-2 и рассказали, что площадку будущего строительства уже огородили.
Жительница Уручья-2 Людмила рассказывает:
Жители Уручья рассказывают, что уже направляли запросы в Министерство здравоохранения, Министерство образования (по поводу соблюдения социальных норм при уплотнении) и написали уже два письма в Администрацию президента. Под первым подписался 141 человек, под вторым уже больше 250.
Валентина Малютина называет решение строить дом – цинизмом:
Валентина Малютина обращает внимание, что в Генеральном плане Минска их район и вовсе фигурирует как район «с избыточно высокой интенсивностью многоэтажной застройки», а также как район «с высокоплотной многоэтажной застройкой».
Поговорили мы и с Леонидом Можальским, который в прошлом году во время «уплотнительной войны» даже успел отсидеть в участке и заплатить штраф в 2 миллиона рублей — за участие в несанкционированной акции протеста. Он говорит, что жители Уручья на этот раз собираются подавать в суд.
— Еще в прошлом году, когда двум объектам отказали в строительстве, я был уверен, что дождутся, когда народ успокоится, и все начнется снова, — сетует Леонид.
Из опасения ответных мер от районной администрации некоторые жители Уручья борьбу с уплотнением ведут, однако своих имен в СМИ просят не называть. Один из таких людей прислал нам ответы из Министерства строительства и архитектуры, Министерства образования, а также городских комитетов.
— Самый интересный ответ пришел из Управления образования Первомайского района, где они дают информацию, что детские садики и школы переполнены. Списочная численность детей в детских садиках — в среднем от 126% до 139%. В то же время дается еще один ответ по поводу детских садиков и школ, что все соответствует нормам Закона «О минимальных стандартах на образование»…
В ответе управления образования ясно видно: садики в Уручье, кроме ГУО «Ясли-сад №134», переполнены.
— По поводу ответов управления образования я вчера отнес жалобу в прокуратуру, сейчас ожидаем ответ Минздрава. Опять же, год назад была бумага из Администрации президента о том, что строительство дома нецелесообразно. К тому же есть письмо Министерства архитектуры и строительства о том, что строительство нецелесообразно, — рассказывает житель Уручья-2.
Письмо от министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова бывшему главе Администрации президента Владимиру Макею:
А вот совсем свежие ответы из администрации Первомайского района. В первом администрация говорит, что объект строится «для многодетных семей со всего города». Однако в просьбе уточнить информацию о количестве этих самых многодетных семей в следующем ответе отказывает.
Активист оргкомитета по созданию общественной организации «Европейская перспектива»Денис Кобрусев делает такие выводы из происходящего:
Уже ставший специалистом по уплотнениям, представитель Европейской перспективы называет три основные причины, из за которых, по его мнению, Мингорисполком вернулся к идее спорный дом все-таки строить.
— Первое: это выгодная площадка, там все готовое – коммуникации, не надо никаких дополнительных затрат на строительство. Второе: жилье в доме будет некоммерческим, среди членов местного ЖСПК «Первомайский-1» много работников ЖЭСов и других служб, — то есть администрация района сама заинтересована в строительстве. Третье: все-таки, я думаю, принцип. Ни Мингорисполком, ни районная администрация никак не могут смириться с мыслью, что они прислушались к людям и хоть немного поддались давлению. На протяжении всего года разные чиновники вспоминали Уручье. Что там живут эгоисты, которые не дают строиться, — рассуждает собеседник.
В администрации района: «Получилась немножко социальная ловушка»
Находятся люди, готовые давать комментарии по этой странной истории, но анонимно, не только среди противников уплотнения, но и в администрации Первомайского района.
Там нам удалось взять небольшое интервью по ситуации:
— Было же решение отменить строительство этого дома. Сейчас все переиграли снова. Как так вышло?
— Да, такое было, — не отрицает собеседник. — Ладутько в свое время отмену этого строительства озвучил, но за прошедшее время был проведен расчет предельной плотности жителей на квадратный метр, и этот расчет показал, что в принципе строительство этого дома возможно возобновить. На сегодня окончательных всех согласований, положительных для начала строительства, еще нет, этот вопрос на стадии решения. Но в ближайшее время, видимо, все-таки будет принято положительное решение и строительство возобновится.
— Говорят, что этого дома не было в ПДП?
— Не совсем так. В ПДП его внесли, а корректировку ПДП по его исключению Комитет строительства и архитектуры так и не выполнил.
— После решения Ладутько не выполнил?
— Да. Тогда исключения этого не произошло.
— Жители писали запрос в Минстройархитектуры. Им ответили, что строительство на этом участке нецелесообразно. Как соотнести информацию?
— Министерство архитектуры, скорее всего, давая ответ, исходило из логической нецелесообразности строительства этого дома. Из того, что плотность застройки все-таки будет достаточно высокой и комфортность проживания на данной территории, безусловно, будет ниже, чем была до начала этого строительства.
— Как так получается, что логически там не стоит строить, а пересчитываем — и получается, что все-таки можно?
— Получилась немножко такая социальная ловушка. ЖСПК, который должен быть размещен в этом доме, создан. Его никто не расформировал. Проектную документацию по этому дому разработали члены ЖСПК за счет собственных средств. То есть если строительство дома не начинать, то много вопросов возникает. Значит, надо ЖСПК расформировать и предложить новые места для строительства квартир всем участникам строительства и решить вопрос с возвратом средств за разработанную документацию.
— Собирались же на другую площадку этот дом перенести. В Военный городок, если я не ошибаюсь?
— Речь идет о площадке на улице Почтовой, о гаражном кооперативе «Победа-65». На сегодня этот кооператив имеет постоянный официальный землеотвод, гаражи оформлены в собственность и для того, чтобы начать строительство дома, а соответственно, снести гаражи, надо выплатить каждому члену ГСПК денежную компенсацию. Она получается порядка 15 тысяч долларов за один гараж. То есть, если там 125 гаражей, по 15 тысяч на каждый гараж надо внести, чтобы решить вопрос об освобождении площадки. Просто нет таких денег.
Снежана Инанец, TUT.BY