В четверг, посещая Республиканский интернат ветеранов войны и труда, расположенный в Ждановичах под Минском, Лукашенко выдвинул идею «декрета №18 наоборот». Если декрет №18 предусматривал ответственность родителей за содержание детей в детских домах, то сейчас Лукашенко распорядился подготовить нормативный акт, предусматривающий ответственность тех, кто отдает своих родителей на попечение государству.
«Надо заставить, прежде всего, детей смотреть за стариками. Но если не хотят, то должны компенсировать государству обслуживание их родителей. Если не хватает законодательства, то в первом полугодии надо принять соответствующее решение», — сказал Лукашенко. «Дети должны отвечать за своих родителей», — подчеркнул он, предположив, что данный нормативный акт может быть подготовлен по типу президентского декрета №18.
Конечно, дети должны помогать родителям. Это заложено не только в законодательстве, это моральная и нравственная установка белорусского общества. И, казалось бы, для этого не нужны никакие декреты. Но Александр Лукашенко озаботился этой проблемой, и, возможно, соответствующий декрет мы увидим в скором времени.
Другое дело, что некоторые дети просто не имеют возможности помочь своим родителям. И тогда заботу об этих родителях берет на себя государство.
Бывший министр труда Александр Соснов, комментируя сайту «Товарищ.online» слова Лукашенко, подошел к проблеме с другой стороны. Он считает, что если «дети не хотят смотреть за стариками», то проблема тут, прежде всего, в стариках. «Если некоторые дети не хотят содержать родителей, то это проблема, наверное, родителей. Значит, они так воспитали своих детей. Конечно, есть и отклонения, могут быть объективные причины, по которым дети не могут помогать родителям. Но таких все же меньшинство, я думаю», — считает Соснов.
На самом деле, по словам экс-министра труда, такое заявление президента вызвано самой банальной причиной: у власти тупо нет денег. «Сам факт возможности подготовки такого указа, как, в общем, и декрета №18 об ответственности родителей, отдавших детей на попечение государства, свидетельствует о том, что Беларусь нищает на глазах, очень стремительными темпами», — говорит экс-министр.
«На содержание в домах пенсионеров выделяется не так много средств. Просто потому, что старикам не так много надо. Я не думаю, что пенсионеров у нас стало значительно больше – у нас многие до пенсии просто не доживают. Раньше вопроса о содержании пенсионеров в таких домах просто не стояло. А сейчас вдруг проблема возникла: государство пытается переложить свои обязательства на детей этих пенсионеров. То есть, у власти нет средств на пенсионеров. А если у них нет средств на пенсионеров, значит у них нет средств вообще», — говорит Соснов.
В этой связи он также вспомнил и идею о том, чтобы конфисковывать автомобили у водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. «У такого человека нужно права пожизнено отобрать, либо в тюрьму посадить. Но машина, во-первых, не виновата, что е вел пьяный водитель, а во-вторых, это честно нажитое имущество, может быть, совместное имущество супругов. Эта идея вообще – покушение на частную собственность, но ее обсуждают. Зачем конфисковывать машину? Чтобы продать, а денежки – государству», — считает эксперт.
Между тем, Соснов отмечает, что проблема нехватки денег для пенсионеров – это проблема именно государства, а не детей этих пенсионеров. «У нормального человека заработать – не проблема. Рабочих мест в Беларуси хватает, не хватает достойно оплачиваемой работы. Но в любом случае, под боком Россия, если поднапрячься, можно трудоустроиться и в Польше. Так что те, кто хочет заработать, тот зарабатывает», — считает бывший министр труда.
У юриста Валентина Стефановича вообще вызвало удивление, что Лукашенко вдруг озаботился проблемой содержания престарелых родителей. «Для этого не нужно специального указа или декрета. У нас в Семейном кодексе записано, что дети обязаны содержать своих родителей и в случае несогласия с них должны быть взысканы алименты по суду. Исключение для детей предоставляется только в одном случае – если родители не участвовали в воспитании детей», — отметил в разговоре с «Товарищ.online» Стефанович.
Как и Соснов, Стефанович высказал обеспокоенность, что деньги, взысканные с детей на содержание родителей, до родителей просто не дойдут. «Я боюсь, что деньги будут взыскиваться якобы на содержание престарелых родителей, а на самом деле они осядут в фондах государства. При этом дома престарелых останутся в таком же бедственном положении, в которых находятся сейчас», — говорит Стефанович.
Вообще же, по его мнению, государству не нужно изобретать велосипед. Как отметил Стефанович, во всем мире дети, у которых нет возможности заботиться о родителях, сдают их в учреждения, которые осуществляют соответствующую заботу на коммерческой основе. «В конце концов, если родители платят за детей в детском садике, почему невозможно точно так же платить за содержание родителей в домах престарелых?» — задается вопросом юрист.
Единственный вопрос, что такая процедура «прямой передачи денег из рук в руки» невыгодна государству. Оно не сможет «снимать сливки» с пенсионеров.
«Сливки» могут быть разные, и главные из них – идеологические. Лукашенко неоднократно заявлял (и это мнение твердо осело в народных умах), что пенсию пенсионерам платит непосредственно он – чуть ли не лично из рук в руки. А если пенсионерам начнут помогать непосредственно дети – что останется от главного электората Лукашенко, который, по его признанию, чуть ли не при смерти шел на избирательные участки, чтобы за него голосовать?