Говорят, жить на пенсию – это искусство, которому нужно научиться. Белорусских пенсионеров, которые его осваивают, может порадовать хотя бы то, что они живут не хуже, чем пожилые люди в других странах. Так считает Минтруда и соцзащиты Беларуси. А что думают об этом сами пенсионеры?
На прошлой неделе граждане попросили заместителя министра труда и соцзащиты Валерия Ковалькова сравнить размер пенсии в Беларуси с другими странами СНГ. В ответ чиновник объяснил, что анализировать номинальные размеры не совсем корректно. Гораздо лучше уровень жизни пенсионеров отражает покупательная способность пенсий. И по этому показателю наша средняя пенсия «соответствует уровню многих».
FINANCE.TUT.BY спросил, что думают по этому поводу сами пенсионеры, не только из Беларуси, но и из других стран мира. Мы задали им одинаковые вопросы: какова их пенсия и хватает ли ее для достойной жизни, не скучают ли они по работе, как проводят досуг и правда ли, что с возрастом потребности человека уменьшаются.
Не все они согласились назвать свои фамилии и возраст, но почти единодушно сошлись на том, что пенсии, какой бы она ни была, едва ли хватает, чтобы обеспечить безоблачную старость.
Инфографика сделана с помощью piktochart.com
Беларусь, Новогрудок Лидия Буйко, 72 года: Не хочу сидеть дома и чувствовать себя ненужной
Конечно, 2 миллиона — это немного, но пенсионеры рады, что у них есть стабильный доход. Более того, скажу за себя: если бы не нужно было помогать сыну, мне этих денег хватило бы на жизнь. Нарядов я не покупаю, питаюсь скромно, ежемесячно откладываю 200 тысяч, чтобы заплатить за квартиру, и 300 тысяч на лекарства.
В моей нынешней ситуации хорошо было бы получать 3,5 миллиона. Но, как говорится, как есть, так есть. Несмотря на возраст, я до сих пор работаю на полставки. Не только ради денег, хотя, что греха таить, они играют важную роль. Не хочу поддаваться «синдрому пенсионера»: сидеть дома и чувствовать себя ненужной.
Я всю жизнь преподавала в торгово-экономическом колледже, а сейчас мы с бывшими коллегами создали так называемый неофициальный педсовет. Приглашаем на него и работающих преподавателей, а в декабре собрали 22 человека на вечер памяти первого директора колледжа. Про нас даже написали в районной газете.
Разумеется, будь у меня возможность, я бы ходила в театры, покупала бы интересные книги, нарядно одевалась. Неправда, что у стариков меньше желаний, чем у молодых. В свои 72 года я этого не заметила.
Россия, Москва
Ирина Ульянова, 63 года: Обидно оказаться на краю бедности, если ты проработал всю жизнь
Если говорить про уровень жизни российских пенсионеров, достойным его назвать сложно. Для людей, которые всю жизнь проработали, оказаться не то что за чертой бедности, но где-то на краю – это обидно.
Мы с мужем всю жизнь прожили в Москве, а после выхода на пенсию переехали в деревню в Рязанской области. Во-первых, тут чистейший воздух, ягоды, грибы… Чернобыля, как у вас, нет. Во-вторых, с нашей пенсией здесь живется намного более комфортно, чем в Москве. Я получаю 16 тысяч рублей, для местных это запредельная сумма. Моя соседка, к примеру, получает 5 тысяч.
На лекарства уходит 1000 рублей в месяц, на оплату счетов – около 3-4 тысяч. Остальное – еда и содержание машины, без которой никуда. Мы на ней не только между аптекой и магазином курсируем. После переезда из Москвы объездили соседние области: Владимирскую, Нижегородскую. Нынешним летом собираемся проехать по северным районам России. Есть много красивых мест, которые стоит посмотреть. Мы себе это позволяем. Благо, у пенсионеров много свободного времени.
Польша, Бжег
Вероника, 78 лет: Не согласна, что на пенсии все должно быть кончено
В прошлом я работала кладовщиком на заводе, вышла на пенсию, когда мне не было еще и 50 лет. Сегодня живу на 1270 злотых. Этого достаточно для жизни, если не разбрасываться деньгами. Моя пенсия больше, чем у большинства, многие даже 1 тысячи злотых не получают. Они говорят: «Неизвестно, что делать – купить лекарства или купить поесть».
У меня, после оплаты коммунальных услуг и покупки лекарств, на еду и одежду остается около 700 злотых. Это небольшая сумма. Например, чтобы отдохнуть две недели в Польше, мне нужно копить деньги 3 месяца. Я стараюсь экономить, но мне не нравится, что пенсионеров считают людьми без потребностей. Я столько лет проработала и не согласна, что теперь все должно быть кончено.
Словения
Петер: Трачу деньги на путешествия и старые мотоциклы
По белорусским меркам мою пенсию можно назвать королевской – 1100 евро. Для меня же это одновременно и много, и мало. На еду, одежду, бензин и оплату счетов этих денег хватает, но человеку всегда хочется большего. В том числе и пенсионеру, хотя молодежь иногда думает иначе.
В целом, я считаю, что словенские пенсионеры живут неплохо. Я, к примеру, имею возможность помогать детям. Кроме того, у меня есть хобби – старые мотоциклы. Мужчины знают, что в технику нужно вкладывать деньги, без этого никак.
Думаю, если бы моя пенсия была на 400 евро больше, я потратил бы их на путешествия, хотя и сейчас я не сижу дома. А что, у меня есть силы и желание смотреть не только телевизор.
Италия, Инворио
Джорджо Ридзотти, 73 года: Если подарить себе небольшую поездку – это грех, то мы грешны
Большинство пенсий в Италии можно разделить на две группы: минимальные (около 600 евро) и средние (1000–1200 евро). Если человек живет на минимум, ему с трудом удается дотянуть до конца месяца. Конечно, если есть собственный дом и нет проблем со здоровьем, то прожить можно.
Моя пенсия выше средней, и мы с женой вдвоем живем на нее. Не позволяем себе бездумных трат и откладываем деньги, чтобы оплатить счета. Честно говоря, не знаю, как можно прожить на минимальную пенсию, потому что периодически нам приходится брать деньги из заначки – средства, которые мы скопили за время работы.
Мы очень счастливы, что уже на пенсии. У нас нет времени на скуку, а дни не кажутся такими длинными, как раньше. Кроме как о домашнем хозяйстве, мы ни о какой другой работе и думать не хотим.
С возрастом потребности действительно меняются, но их не становится меньше. Просто-напросто переосмысливаешь ценность некоторых вещей, отказываешься от чего-то ненужного. Тратить деньги только лишь для того, чтобы не скучать – это не для нас. С другой стороны, если подарить самим себе небольшую поездку – это грех, то да, мы грешны.
Кипр
Владимир Суслов, 67 лет: Пенсионеры, которые не знают, что такое интернет, отсталые люди
Я не знаю никого из местных пенсионеров, кто не сводил бы концы с концами, хотя пенсия у всех разная и зависит от трудового стажа. Моя составляет 489 евро. Это небольшие деньги, но я отношусь к ним как к даруРеспублики Кипр. Не подумайте, я проработал в этой стране достаточно, чтобы мне начисляли пенсию, но все равно приятно: я белорус, иностранец для киприотов, а государство обо мне заботится.
У меня нет типичного для пенсионеров ощущения ненужности, потому что я тружусь, как и 40 лет назад. По образованию я физик-ядерщик, 20 лет проработал по специальности и отметил конец карьеры в этой области, когда «бабахнул» Чернобыль. Тогда вся ядерная физика остановилась… На Кипре работаю инженером, но не столько ради денег, сколько из желания помочь клиентам, которые уже стали друзьями. Хотя в удачные летние месяцы удается зарабатывать 2 тысячи евро. Заработок позволяет откладывать пенсию. Может быть, в этом году потратим часть сбережений на поездку в Беларусь.
Я не нуждаюсь в том, чтобы развлекаться, мне хватает работы. Если выпадает свободное время, провожу его в интернете. Пенсионеры, которые не знают, что это такое, отсталые люди. Простите мне мою резкость, но я уважаю технологии. Сейчас с нуля собираю солнечный автомобиль, чтобы поучаствовать с ним в соревнованиях.
Китай, Харбин
Чжан Шучжи, 82 года: Для достойной жизни нужно гораздо больше, чем имею я
Мне уже 82 года, и все, что мне нужно – это здоровье и радость. О материальном я думаю мало, да и пенсия не позволяет иначе – 1500 юаней, которые я получаю, это скромные деньги. Для достойной жизни нужно около 2500.
Выход на пенсию меня радует. Наконец-то свободное время! По утрам я делаю зарядку, иду на рынок за овощами, потом сажусь смотреть телевизор. После обеда гуляю в парке. Есть сыновья, дочери и внук, которые скрашивают мое свободное время. Не думаю, что досуг был насыщеннее, если бы я тратила на него деньги. Тут важно общение и внутренняя гармония человека.